Комедия «Красавец-мужчина» была написана драматургом на закате жизни — за четыре года до смерти. В декабре 1882-го была поставлена в Малом театре, а в январе 1883-го — в Александринском. Пьеса была встречена весьма критически, и до революции ее играли довольно редко.
Итак, музыкальный «Красавец-мужчина» 1978 года. Артисты в фильме — мечта любого режиссера. В данном случае и автор сценария, и режиссер — Маргарита Микаэлян. Маргарита Исааковна много работала в столичных театрах, поэтому прекрасно знала и актеров, и их возможности.
Надо отметить, что она по-своему подошла к прочтению классики, и это вызвало в свое время неоднозначный отзыв у критиков. В частности, претензии высказывались к выбору актеров на роли, урезанию текста и непривычной расстановке смысловых акцентов.
Сила этого фильма — в отборной, на 100 процентов звездной актерской компании: Марина Неелова, Людмила Гурченко, Михаил Козаков, Нина Ургант, Лия Ахеджакова, Александр Абдулов, Лев Дуров, Петр Щербаков и др.
Режиссер рассказывала, что на роль самовлюбленного альфонса Аполлона Окаемова пыталась пригласить Олега Басилашвили, Андрея Миронова и Никиту Михалкова, но не срослось.
Маргарита Исааковна так описывала в своей книге момент ангажирования Олега Табакова:
— Олег, ты должен сыграть «красавца-мужчину»!
Секундная пауза. Задумался, улыбается, достает из ящика гримерного столика железную коробочку, в ней лежат усы. Прикладывает под нос, слегка придерживая их пальцем.
В глазах появляется этакое обольстительное, с хитрецой взгляд, шарман, кокетка, сердцеед!
Я не дышу.
— Пойдет, согласен.
И вот еще прекрасный фрагмент: «Ах, Табаков, Табаков! Всеобщий любимец женщин всех возрастов, мастей и окраса, министерств, главков и управлений, членов правительства, посольств и даже инспекторов ГАИ…
В чем секрет его успеха? Он великий импровизатор. Количество вариантов, дублей бесконечно, и он щедро отбрасывает найденное: ищет, ищет вновь».