Такие пересечения действительно есть, да и сам сценарист Герман Климов говорил, что у героев его сценария были реальные прототипы. Однако в итоге киноистория получилась совсем не документальной,
скорее это переосмысление отдельных событий, которые Климов связал придуманной им канвой.
Герман Климов — младший брат режиссёра Элема Климова. Но если Элем пришёл в кино через инженерную специальность, то Герман — через спорт.
Ещё в школе он увлёкся лёгкой атлетикой, начал всерьёз заниматься десятиборьем и неоднократно становился призёром чемпионатов СССР, а потом получил звание мастера спорта международного класса.
Завершив спортивную карьеру, Герман Климов по примеру старшего брата обратился к кинематографу, поступил на Высшие курсы сценаристов при Госкино, а его дипломной работой стал документальный фильм «Спорт, спорт, спорт» (1970), режиссёром которого стал Элем Климов.
Второй сценарий Германа Климова был уже игровым и переносил зрителей на десятилетия назад, в военное время. Главным героем автор сделал молодого врача-партизана Ивана Русака.
Иван встречает в отряде Сергея Ярцева, давнего друга, товарища по спортивной команде и одновременно соперника.
Сергея прислали в партизанский отряд, но в первом же бою он получил ранение в ногу.
Сам мужчина полагает, то рана несложная, а вот Иван, который ещё до войны учился в медицинском вузе, понимает, что у Сергея гангрена и
единственный способ спасти его — ампутировать ногу. Правда, в отряде нет ни инструментов, ни обезболивающих. Иван принимает решение напоить Сергея самогоном и использовать для операции двуручную пилу.
Несмотря на мучительность для пациента, операция проходит удачно. Партизанский отряд намерен сменить место, Иван даёт добро на перевозку Сергея, а сам отправляется в свой отряд, но по пути нарывается на фашистов.
Параллельно в его воспоминаниях возникают картины прошлого: мирные будни в компании Сергея и его милой жены Веры, фотографа, тренировки, забеги. У Ивана было особое отношение к спорту. В отличие от Сергея, для которого целью были победы и рекорды,
Иван видел себя в служении спорту. Именно поэтому он на первых километрах всегда выбивался в лидеры и тащил на себе толпу соперников, в том числе Сергея, давая ему таким образом возможность сохранить силы.
А на последних этапах пропускал ещё не вымотавшегося Сергея вперёд, чтобы тот в очередной раз стал чемпионом. Умение правильно рассчитать собственные силы, верно выбрать момент рывка и момент, когда нужно придержать других, — вот что было важно для Ивана.
И сейчас, столкнувшись с толпой оголтелых, но сильных, в тёплой одежде, на мотоциклах немцев, раненый Иван вспоминает о своей тактике, чтобы отвести внимание врага от партизан.
Снимать фильм поручили начинающему режиссёру Рудольфу Фрунтову, имевшему в активе лишь дипломную короткометражку. Вторым режиссёром стал Евгений Васильев. Васильев начал карьеру как оператор, но потом решил перейти в режиссуру. Не слишком пышно дебютировав с фильмом «Веришь, не веришь» (1971),
Васильев повторил попытку войти в режиссуру с «Тактикой бега на длинную дистанцию». И это была удача:
фильм получился качественным и интересным. Кстати, Евгений Васильев выступил здесь и в своей прежней ипостаси — как оператор.
Главные роли получили Георгий Корольчук (Иван) и Виктор Зозулин (Сергей). Внешне актёры были очень разными. Увы, неизвестно, было ли задумкой режиссёров, но контраст получился символичным: невысокий, худощавый, в круглых довоенных очках Георгий Корольчук, уже запомнившийся ролями интеллигентов и робких юношей, и крупный, мощный Виктор Зозулин.
Эдакий невзрачный, но хитроумный и расчётливый (в хорошем смысле) серый кардинал и открытый жизнерадостный рубаха-парень, эти двое друг друга дополняли и были одной командой, они могли существовать на беговой дорожке только вместе.
Кроме того, Иван Русак не производит впечатление героя войны. Он больше походит на человека, который в тылу каждый день помогает фронту, но в реальности именно он совершает военный подвиг (и это помимо того, что спасает жизнь друга жестокой, но необходимой операцией).
Роль супруги Ярцева Веры сыграла Лариса Удовиченко, в небольших ролях Виктор Шульгин, Александр Пятков, Владимир Носик. А в роли немецкого офицера предстал Эммануил Виторган. Виторгану нередко предлагали отрицательные роли, и это актёра слегка печалило. С другой стороны,
в интервью он отмечал, что отрицательных героев драматурги и сценаристы чаще выписывают более тщательно. И если положительные герои зачастую шаблонны и действуют однообразно, то отрицательные изобретательнее, сообразительнее, готовы к интригам и нестандартным ходам.
Для Эммануила Виторгана и Рудольфа Фрунтова «Тактика бега на длинную дистанцию» стала началом многолетнего сотрудничества. Через четыре года выйдет отличный детектив Рудольфа Фрунтова «Ларец Марии Медичи», где Виторган снова сыграет злодея, а вот в 1983 году Фрунтов наконец-то даст актёру положительную роль — героя, спасшего приморский город от крупного пожара в драме «Тревожное воскресенье» (1983). Там же появятся и Георгий Корольчук и Виктор Зозулин.
Фильм «Тактика бега на длинную дистанцию» вышел посреди лета 1979 года. Нельзя сказать, что он стал сенсацией, в целом картина прошла средне, не привлекла большого внимания киноведов и не вызвала ажиотажа среди зрителей. Сегодня это фильм из числа забытых.
Причём, из числа забытых напрасно, потому сделан фильм добротно, профессионально и талантливо. Авторы посвятили его спортсменам, погибшим на войне.