Сыгранная и несыгранная роль Инной Чуриковой — Жанна

Фильм «В огне брода нет» вышел на экраны страны в 1968 году и собрал в прокате 7,69 миллиона зрителей. Актриса вспоминала:

«Для меня встреча и работа с режиссером Глебом Панфиловым была принципиальной. Я, мучившаяся своей ненужностью, бессмысленностью того, что делаю, не удовлетворенная собой беспредельно, стала вдруг верить, что смогу, что очень серьезное и нужное — это мое дело, что могу больше того, что мне до сих пор видели. И все оттого, что в тебя верили».

Между тем эта встреча с Панфиловым внесла изменения не только в творческую жизнь Чуриковой, но и в личную. В конце 60-х они поженились и уже следующую картину — «Начало» — снимали, будучи супругами.

В этом фильме Чурикова сыграла скромную работницу фабрики Пашу Строганову, наделенную редким даром жертвенной любви. Фильм «Начало» вышел на экран в 1971 году и вызвал далеко неоднозначную реакцию у критики и зрителей.

Часть из них картину безоговорочно поддержали, а читатели журнала «Советский экран» назвали Чурикову лучшей актрисой года, другие были не столь воодушевлены. В фильме Чурикова сыграла две роли: Пашу Строганову и Жанну д»Арк.

Последней было уделено в картине не так много места, однако Панфилов и Чурикова рассчитывали в скором времени посвятить Орлеанской деве отдельный фильм.

Кстати, в фильме «Начало» режиссер нашел очень интересное музыкальное решение — звучит в то время популярная композиция «The Shadows» в исполнении ансамбля Mystery Man.

Работа над сценарием к исторической картине о Жанне Д»Арк началась еще в процессе съемок «Начала». Однако руководство Госкино всячески препятствовало работе над этим фильмом, и в июле 1973 года Чурикова в отчаянии пишет письмо председателю Госкино Ф.Т. Ермашу.

«Дорогой Филипп Тимофеевич! Не могу больше молчать. Положение мое отчаянное. Четыре года напряженной работы над Жанной. Сколько книг прочитано! Сколько дум передумано! Сколько сил, времени, чувств отдано этой работе! Четыре года ожиданий, когда же, когда же?

Все эти годы я ради Жанны отказывалась от других предложений в кино, чтобы не разменивать себя, чтобы быть готовой к важной в моей жизни миссии — сыграть Жанну.

Я отказывалась от возможности работать в театре, от возможности иметь детей, свято веря в то, что Жанна стоит всех мук и лишений, свято веря, что мои силы и способности нужны нашему кино.

Если бы вы знали, с какой надеждой я смотрела на Вас тогда, на Пленуме в октябре прошлого года, когда Вы только что вступили на пост министра. С какой надеждой! И вот Вы уже год работаете, но именно Вы стали первым противником фильма о Жанне д»Арк — нашей идеи, нашей мечты!

Именно Вы никак не хотите понять, зачем нужна советскому народу Жанна Д»Арк. Но ведь известно: кто не хочет слышать — не слышит. И тогда все доводы теряют смысл. Я Вам хочу привести только один довод — верьте художнику, его чувству, интуиции, таланту, его гражданственности. И дело покажет, что он прав…

У каждого человека есть свой предел. Особенно у актера. И особенно у актрисы. Наш век короткий. Я началась стареть для Жанны. И сознание этого приводит меня в отчаяние. Я не могу больше ждать.

Меня все чаще и чаще посещают мысли о ненужности моей жизни, об уходе из жизни. И эти мысли мне уж не кажутся страшными. Поверьте мне! Услышьте меня, пока не поздно!

Для нас Жанна Д»Арк — не блажь, не лирика, не какая-то выгода. Слишком много за нее заплачено, слишком много, чтобы Вам так думать. Для нас снять этот фильм — единственная возможность жить и работать сейчас. И наша жизнь только в этом, в этой работе. У нас ничего другого нет, кроме этого.

Как же отреагировал на это письмо председатель Госкино? Да никак. Его подшили в папку и вывели резолюцию: «По указанию тов. Ермаша Ф.Т. на письмо И. Чуриковой ответа не будет.» Чем не средневековая инквизиция?

Минуло четыре года со дня окончания съемок фильма «Начало», а Чурикова продолжала находиться в простое. За это время к ней обращались многие режиссеры, но Чурикова все предложения сниматься отклоняла — не хотела «изменять» Жанне

. Каждый месяц вынужденного простоя убивал в ней актрису. И когда сил сидеть сложа руки не было, Чурикова вернулась в театр. Это произошло в 1973 году, она сыграла Офелию в «Гамлете», в Ленкоме.

Горечь от неслучившейся роли в кино Инна Чурикова преодолела лишь к 1976 году, когда Панфилов написал сценарий и приступил к съемкам фильма «Прошу слова», где роль председателя горисполкома маленького города сыграла Инна.

А для меня, автора канала, образ Жанны всегда представляется в исполнении Инны Чуриковой, невзирая на то, что трактовка этого персонажа предпринималась и другими деятелями кино. И в Руане, когда я стояла на той самой площади, где сжигали Жанну, я вспоминала фильм «Начало» .

Оцените статью
Сыгранная и несыгранная роль Инной Чуриковой — Жанна
Любовь как награда. Юрий Соломин и его единственная женщина