Быт сантехника Афанасия Борщова в фильме «Афоня». Почему советский рабочий так плохо жил

Не знаю, внимательно ли вы рассмотрели интерьер квартиры сантехника Афанасия Борщова, героя фильма Георгия Данелии «Афоня». Но всё же невозможно не заметить вопиющую неустроенность его быта. Такую квартиру обычно называют «клоповником» или «бомжатником».

Помните, Афоня приходит домой вместе с новым другом Николаем? Его ждёт Тамара на фоне чудовищной стены с грязными, не просто старыми, а древними обоями.

Аналогично выглядит и вход на кухню. Грязный выключатель, давно не крашеный проём двери, стена украшена плакатом, но и он порван.

Тамара открывает банку консервов, больше в доме ничего нет, сидит печально рядом со голым столом, на котором только эта банка.

Утром Афоня проснётся, а у изголовья на тумбочке печальный натюрморт. Оконные рамы тоже некрашеные, грязные.

Заглянем в санузел? Санузел совмещённый, унитаз, ванная, раковина. Всё простенькое и опять же грязное, плитка слегка побита. В ванне спит Николай, потом он себе принесёт раскладушку, потому что у Афони только один старый протёртый диван, на котором почивает сам хозяин.

Ещё любопытная деталь, над раковиной — наклеенные картинки с девушками, вырезанные из журналов.

Ужас, правда? Для сравнения заглянем в квартиры других персонажей. Помните товарища, работающего в планетарии? Его Афоня попросту облапошивает, забирая у него импортную мойку, поскольку сантехник вознамерился одарить ею Елену, в которую влюбился.

У астронома дома очень уютно. Книги были одним из лучших украшений книжных шкафов в стране, жители которой много читали. Купить интересные издания было довольно сложно, но обменивали на макулатуру, как-то доставали через знакомых. Возможно, семья астронома собирала библиотеку много лет.

Интерьеры в квартире у прекрасной Елены, которой Афоня будет приносить импортные дары, хороши.

Обои, чувствуется, дорогие, дверь обита то ли кожей, то ли качественным дерматином, в кадр попал стул «под старину» с сидением в цвет обоев

Ещё раз кухня в деревенском стиле, и изящная Елена в домашнем платье, продуманно подходящем под интерьер кухни.

И у Кати Снегирёвой. Видимо, она живёт в коммуналке, в общем коридоре всё не ахти.

А в комнате очень уютно. Красивая посуда, мягкий свет и чистота.

Знаете, сколько раз с момента выхода фильма зрители высказывали претензии Тамаре? Много-много раз. С ней у Борщова были два года отношений, и она говорит ему, что годы эти — потерянные, всё надеялась, что женится. Типичный комментарий в обсуждениях:

Да что же это за женщина-то такая? Ей самой не противно приходить в такую грязь? Рукава засучила, ведро и тряпку в руки, всё намыла, уют создала!

Квартира, честно говоря, требует хорошего ремонта, это раз. Два — не каждый мужчина хорошо отнесётся к произволу на его территории, всё не так просто.

Три — Тамара не уборщица и, что даже важнее, не жена Афоне, мотивации у неё нет заниматься уборкой и ремонтом в квартире у человека, вроде как и встречающегося с ней, но, как оказалось, не заинтересованного в развитии отношений. Однако, критикуют её вовсю:

Да она хищница, ничего в дом, не заслужила быть женой.

Кстати, случайно приобретённый друг Николай делает гораздо больше, чем Тамара (она просто ничего не делает) в плане уюта.

Готовит простенькое горячее: макароны. Но с каким наслаждением их ест Афанасий! Коля сетует, что вилка одна, надо бы вторую купить, и ест макарошки ложкой.

Тумбочка с утренним натюрмортом, частью которого была консервная банка, преобразилась, как и стол. Салфетка, скатерть, цветы.

Сам Коля такой уютный. Торшер всё тот же, вместо одного абажура — газета. Шкафа у Афони нет, вещи — в чемоданах. На стене всё тот же страшный отпечаток ладони. А раскладушка заправлена идеально, что говорит о чистоплотной натуре Николая.

Но у Коли была мотивация — переждать разлад с супругой и сделать что-то хорошее новому другу, так по-доброму и бескорыстно приютившему его.

Так почему рукастому сантехнику не удалось превратить своё жилище в конфетку? Он мог добыть дефицитные материалы для ремонта, при желании, очень легко, услуги сантехника высоко ценились.

Конечно, квартира у Борщова служебная. Но и временное жильё можно преобразить, нет ведь ничего более постоянного, чем временное.

Но главная причина — в кризисе главного героя. Говоря попросту — не нужно ему ничего, он в глубоком внутреннем раздрае. Елена его немного вдохновила, интерес проснулся, так ведь она — ожившее сновидение в деревенском наряде.

А героя тянет в деревню, потому что там тётя, единственный родной человек. Он и о Елене мечтает в контексте этого воображаемого места — воздух, простор, уютный деревенский дом с женой и кучей детишек.

*

Так что, при желании Афоня мог всё, преобразить свою холостяцкую берлогу с минимумом вложений, хотя бы до уровня «бедненько, но чистенько».

Дело не в надуманной «нищете» советского человека, работяги. Просто у конкретного Афони — внутренний кризис. Всё плохо, ничего не радует, выпивка, женщины, попытки казаться кем-то значимым (как перед практикантами) — всё пустое и не в первый раз разочаровывающее.

А вы как думаете, Тамаре надо было заняться бытом Афони? Глядишь, и никуда не делся бы?

Оцените статью
Быт сантехника Афанасия Борщова в фильме «Афоня». Почему советский рабочий так плохо жил
Что в фильме пришлось изменить из-за советской цензуры и почему коллеги не поддержали режиссера кинокартины: интересные факты о «Знахаре»