Другое дело — команды-ВИА. То есть по сути не группы, а аккомпанирующий ансамбль единственной звезды, вокалиста, создателя и автора всех песен. Многие до сих пор на плаву. ДДТ, Сплин, Пикник, Алиса.
Потому что на самом деле это никакие не группы, а Юрий Шевчук, Александр Васильев, Эдмунд Шклярский и Константин Кинчев. И тем удивительнее, что вот уже 26 лет нет с нами Наутилуса, потому что по сути это был Бутусов, и всё.
Дмитрий Умецкий окончательно разошелся с Бутусовым в 1989 году, но он никогда не играл серьезной роли в создании песен. Илья Кормильцев был поэт. Он не писал музыку и не выступал на сцене, а песни на его стихи Бутусов мог бы сочинять до сих пор.
Танцы минус же записали «Машины», например. Нет-нет, все бессмертные хиты Наутилуса создал именно Вячеслав Бутусов на стихи Ильи Кормильцева (кроме отдельных — на свои).
Я начинал слушать все эти рок-группы в подростковом возрасте, и моими любимыми были именно «Агата Кристи» и «Наутилус Помпилиус». С тех пор я переслушал ворох разнообразной российской рок-музыки.
И несмотря на то, что уже больше 10 лет группой №1 для меня является «Пикник» (но до понимания их музыки просто требовалось дорасти), я до сих пор убежден, что больше всего лучших, так сказать, по совокупности, песен, написанных у нас за последние 40 лет, принадлежит именно Наутилусу.
То есть, условно говоря, многие другие группы (от «Машины времени» до 25/17) записывали отдельные композиции, которые превосходили Нау, но если мы возьмем 30 или 50 действительно ЛУЧШИХ песен у каждой группы — Наутилус уделает абсолютно всех, и с большим отрывом.
Во-первых, замечательная поэзия. Если по поводу музыки можно спорить, то стихов сильнее Ильи Кормильцева не писал в русском роке никто, соревноваться с Ильей Валерьевичем совершенно бесполезно.
Во-вторых, потрясающие аранжировки. Сразу чувствуется профессионализм. Сказалось то, что в разные периоды времени через Наутилус прошло огромное количество музыкантов, многие из которых были высочайшего класса.
Использовались самые разнообразные инструменты, включая скрипки, виолончели, саксофон, и так далее. И я как фанат Пикника вынужден признать, что их аранжировки несколько однотонные и серьезно уступают аранжировкам Нау.
В-третьих, мелодии. Каждая из них оставалась оригинальной и неповторимой вплоть до распада группы в 1997 году. А когда я начинаю слушать каждый новый альбом группы Сплин (пожалуй, после «Реверсивной хроники событий»), мне иногда кажется, что это просто одна и та же песня, спетая много раз.
И это при том что я очень люблю Васильева. Но только те, старые альбомы. «Пыльная быль», «Фонарь под глазом», «Новые люди»…
И, наконец, в-четвертых, вроде бы хрипловатый и скучноватый голос забывающего слова Бутусова обладает каким-то необъяснимым обаянием, которое заставляет переслушивать каждую песню снова и снова.
Я до сих пор не до конца понимаю, зачем Бутусов распустил Наутилус, когда он тем же самым Наутилусом и был. Ничего похожего Вячеслав Геннадьевич больше и близко не создал. А может поэтому и распустил?
Почувствовал, что не сможет далее создавать такие же идеальные песни, а быть, как Сплин или ДДТ не захотел? Когда на альбоме 1 — 2 нормальные композиции, а остальные просто для количества?
Как вам эта группа и ее песни? Может, я их перехваливаю?