Речь в этой статье пойдёт о ролях Золушки, Мачехи и Феи. Уже в конце 70-х режиссёр фильма Надежда Николаевна Кошеверова рассказала, как проходил непростой выбор исполнительниц этих ролей.
Золушка.
По сюжету сказки, Золушке было 16-17 лет. Но автор сценария Евгений Шварц позже писал, что с самого начала работы над сценарием он представлял в этой роли именно Янину Жеймо. Дело в том, что актриса уже снялась в нескольких фильмах по сценариям Шварца, в том числе в его знаменитых короткометражках о Леночке.
И Шварц представлял свою Золушку именно в таком немого озорном образе. Режиссёр Надежда Кошеверова тоже была не против, чтобы роль Золушки сыграла её давняя подруга Жеймо.
Но художественный совет был категорически против. Всё-таки Янине в 1947 году было уже 37 лет, и она по возрасту годилась Золушке в матери.
Поэтому первоначально на главную роль выбрали 22-летнюю миниатюрную балерину, ученицу Агриппины Вагановой, солистку Малого оперного (Михайловского) театра Марию Мазун.
Фотопробы были успешными, а вот кинопробы всем показали, что симпатичная балерина, к сожалению, не имела достаточного актёрского мастерства.
После этого по настоянию Шварца и Кошеверовой были сделаны кинопробы с Яниной Жеймо, которые всех убедили, что актриса подходит на эту роль.
Мачеха.
На роль Мачехи были отобраны две «финальные» претендентки, и Фаины Раневской среди них не было. Вернее, она участвовала в отборе, но была отвергнута в «полуфинале».
Фаина Георгиевна имела недоброжелателей среди членов худсовета, но главным противником её участия в фильме был сам Евгений Шварц. Он не без оснований боялся, что Раневская по своему обычаю начнёт править сценарий ещё до начала съёмок.
А уже на съёмках своими импровизациями вообще может изменить настрой всего фильма.
Поэтому после отсеивания других кандидатур выбирали между театральной актрисой Надеждой Нурм и солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Софьей Големба.
Режиссёры и худсовет склонялись к кандидатуре Надежды Нурм. В то время она была ведущей актрисой Ленинградского театра комедии, и роль мачехи полностью соответствовала её театральному амплуа.
И если фотопробы были признаны удачными, то кинопробы обеих актрис не понравились худсовету. Мачехи получались слащавыми и, как позже выразилась Кошеверова, чересчур сказочным. А по задумке Шварца это должен быть не чисто детский фильм, а, как сегодня бы выразились, для семейного просмотра.
И тогда вернулись к кандидатуре Раневской. А та не изменила себе даже на кинопробах и сыграла предложенную ей сцену по-своему. Но гениально. Поэтому сдались даже её недоброжелатели.
Фея.
Первоначально на роль Фей планировали Любовь Орлову. И других проб не проводили. Дело в том, что Любовь Петровна принципиально не участвовала в кинопробах. После своего звёздного взлёта любые кастинги она считала для себя унизительными.
В целом роль ей вполне подходила, и лично я думаю, что Фея в исполнении Орловой получилась бы как минимум не хуже. Но не сложилось. Есть несколько версий, почему это случилось.
Но достоверно неизвестно, поэтому обсуждать их нет смысла. Официально считается, что Орлова в то время снималась в Праге в фильме «Весна»и не могла быть в Ленинграде, где снимали «Золушку». Хотя та же Раневская успела сняться в обеих картинах.
В итоге Фею сыграла 46-летняя Варвара Мясникова, известная до этого по роли Анки-пулемётчицы в легендарном фильме «Чапаев». До «Золушки» актриса снялась в двух десятках кинокартин и почти везде в амплуа подобной «пулемётчицы».
Поэтому роль сказочной Феи была для неё в некоторой степени неожиданной, но желанной. Об этом позже рассказывала Надежда Николаевна Кошеверова.
А сама Варвара Сергеевна через много лет с удовлетворением отметила, что после «Золушки» зрители стали чаще её ассоциировать именно с Феей, а не с чапаевской Анкой.
Сам фильм давно и заслуженно входит в Золотой фонд нашего кино, и каждая из представленных здесь актрис сыграла в этом свою важную роль.
В 2009 году фильм был колоризирован, но цветной вариант понравился далеко не всем. Поэтому до сих пор популярностью пользуется именно чёрно-белая версия, которая уже дважды реставрировалась.