как заканчивалась война, как возвращались домой фронтовики и начинали новую, мирную жизнь, как восстанавливалась страна после ужасающих разрушений.
Главными героями киноповести стали молодые люди, многие из которых прошли через фронт и показали себя героями, но пока не очень понимают, как им жить в освобождённом Киеве, к чему приложить силы и какой путь в жизни выбрать.
Для режиссёра Владимира Венгерова «Город зажигает огни» стал второй самостоятельной работой, хотя в кино он работал уже давно.
И впервые он тут выступил в качестве сценариста, хотя в создании сценария принимал участие и писатель Виктор Некрасов, повесть которого и легла в основу сюжета.
Повесть «В родном городе» вышла в 1954 году и в некоторой степени была автобиографической: Виктор Некрасов сам прошёл почти всю войну и, как и его будущие герои, вернулся в родной Киев, сильно пострадавший от фашистов. Конечно же,
всю повесть невозможно было вместить в полуторачасовую ленту, поэтому частью персонажей и сюжетных линий пришлось пожертвовать.
Основной осталась линия бывшего разведчика Николая Митясова, совсем молодого человека, который до войны успел окончить лишь два курса физкультурного института.
Возвратившись с ранением домой, он обнаруживает, что его жена Шура живёт с другим мужчиной.
Для Николая это серьёзный удар, но вернуться к жизни ему помогают новые друзья Сергей Ерошин и Валя, которая по собственной инициативе готовит Николая к поступлению в строительный институт.
Да и сама жизнь, понемногу расцветающая после четырёх лет военного ужаса, настраивает на то, что впереди будут мир и благополучие.
На роль Николая Митясова утвердили актёра Николая Погодина. Николай со съёмочным процессом познакомилась ещё до войны, семилетним мальчиком, снявшись в картине Татьяны Лукашевич «Гаврош» (1937).
После этого мальчик заболел кино и решил связать свою жизнь с ним, но в следующий раз появился на экране лишь через 20 лет.
Первую взрослую роль Погодин сыграл в драме «Солдаты» (1956), снятой по повести всё того же Виктора Некрасова. Режиссёры вообще часто видели в Николае Погодине военного, ему неоднократно приходилось носить форму на съёмках. К сожалению,
главные роли Николаю Погодину доставались нечасто, хотя в его фильмографии несколько десятков работ.
В роли Сергея, нового друга Николая, у которого со временем возникли романтические чувства к Шуре, предстал другой начинающий киноартист (хотя и уже известный в Киеве актёр Театра русской драмы).
На съёмки его пригласил Виктор Некрасов, лично с ним знакомый. Этот исполнитель уже появлялся на экране, но в маленьких, почти незаметных образах.
Звали его Олег Борисов. Встреча Владимира Венгерова и Олега Борисова оказалась судьбоносной. Олег Борисов стал одним из любимейших исполнителей Владимира Венгерова и потом ещё не раз у него снимался.
Главные женские роли получили Лилиана Алёшникова (жена Николая Шура) и Елена Добронравова (Валя, подруга, а потом и возлюбленная Николая).
Обе актрисы тогда были начинающими и перспективными, хотя в итоге у обеих кинокарьеры не заладились.
Для Лилианы Алёшниковой самой яркой стала роль в комедии «Взрослые дети» (1961), хотя были и другие, чуть менее известные работы. Позже она большей частью снималась в картинах супруга, режиссёра Якова Сегеля, а в восьмидесятых кино совсем оставила.
Елена Добронравова тоже сыграла несколько интересных, но не слишком громко прозвучавших ролей и ушла из кино примерно в то же время, сосредоточившись на театре.
А вот исполнительница роли второстепенной, строгой отличницы Зины Пичиковой, напротив, стала знаменитостью всесоюзного масштаба. Это юная Алиса Фрейндлих, играющая тут одну из первых ролей. Темпераментная Зина хоть и персонаж второго плана, но запоминается ничуть не меньше, чем главные герои.
В других ролях Любовь Малиновская, Александр Соколов, Борис Аракелов, Валентин Грудинин, Юрий Мажуга. В маленькой роли соседа Шура по коммуналке — юный актёр Витя Перевалов, который снимется и в следующей ленте Владимира Венгерова «Балтийское небо» (1960).
И отдельно надо отметить инженера Бойкова, декана одного из факультетов строительного института, чиновника-формалиста, везде ищущего выгоду (интересно, что по какой-то причине этого героя переименовали — в повести его фамилия Чекмень).
Его роль сыграл Юрий Любимов, в отличие от молодых коллег по площадке актёр уже зрелый и опытный, в скором будущем — своевольный худрук Театра на Таганке.
Фильм «Город зажигает огни» вышел посреди лета 1958 года. Встречен он был хорошо, а исполнители центральных ролей тут же обрели славу. Критики, надо сказать, упрекали режиссёра в том, что он отошёл от первоисточника и во многом упростил и героев, и сюжет.
Но сама атмосфера книги и послевоенного времени в целом передавалась точно. Журнал «Искусство кино» написал:
«Тут, где всё обыденно и просто, надо было донести мысль о том, что мирная жизнь — это тоже война за счастье, за честь гражданина, за моральную чистоту и высокие общественные идеалы. В этой борьбе тоже есть свои суровые испытания, тяжёлые труды, жертвы и поражения, и здесь путь к победе сложен и тернист».