9 интересных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»

Какие поразительные истории поведали сценаристу ветераны гражданской войны. Почему самый известный фильм о востоке снимали киношники из северной столицы. Кто придумал Катерину Матвеевну и другие интересные факты о фильме «Белое солнце пустыни».

1.       Идею создания фильма про борьбу с басмачеством принес на Мосфильм режиссёр Кончаловский.  Ленты на эту тему широко снимались на киностудиях  азиатских советских республик, и были популярны.

 И у режиссёра уже был опыт работы с подобным материалом, он снял фильм «Первый учитель» студии «Киргизфильм» о становлении советской власти в Киргизии.

2.       Изначальный сценарий назывался «Басмачи» его написали режиссёр Кончаловский и сценарист Фридрих Горенштейн. Сценарий не подошёл, и по итогу был продан на студию «Узбекфильм», по нему сняли успешно прошедший в общесоюзном прокате фильм  «Седьмая пуля».

3.       Историю с сопровождением гарема сценарист Ежов подчеркнул из беседы с участниками гражданской войны.  Преследуемые Красной армией басмачи действительно бросали в пустыне свои гаремы.

Оставлять женщин на верную погибель красноармейцам не позволяла революционная сознательность и их сопровождали к ближайшему кишлаку. Банда за это время успевала оторваться.

4.       В изначальном сценарии Верещагин так же был бывшим царским офицером, но к таможне отношения не имел, он работал телеграфистом. Жену Верещагина изначально звали не Настасья как в фильме, а Ирина, и она была увлеченной эстетикой востока избалованной светской дамой, и даже едва не закрутила роман с Саидом.

5.       Разлюбезную Катерину Матвеевну придумал режиссёр фильма Владимир Мотыль. Этим он развивал образ главного героя. Теперь истосковавшийся в песках по женской ласке красноармеец Сухов, в окружении женщин считавших его своим мужем даже в мыслях не изменял любимой жене.

6.       Так как у восточных студий « Узбекфильм»,  «Таджикфильм» и «Казахфильм» уже были в производстве героико-приключенческие картины, снимать было решено на производственных мощностях «Ленфильма» благодаря чему удалось заполучить оператора Эдуарда Розовского, известного работой над картинами «Человек-амфибия» и «Начальник Чукотки».

7.       На роль Петрухи пробовался один из самых узнаваемых комических актеров советского экрана Савелий Крамаров. Но режиссёр решил придать этому героя трагический оттенок, для этого Крамаров не подходил.

В итоге Мотыль отдал роль никому не известному актеру  Николаю Годовикову, который до этого исполнил эпизод в его фильме «Женя, Женечка и «катюша»».

8.       Первый вариант сценария, написанный сценаристами Валентином Ежовым и приданым ему в помощь Рустамом Ибрагимбековым, при участии Кончаловского назывался «Пустыня».

Затем Кончаловскому было предложено экранизировать роман Тургенева  «Дворянское гнездо» и он ушёл с проекта. Ежов одновременно работал как сценарист с Кончаловским над «Дворянским гнездом» и с Ибрагимбековым над сценарием, который к тому времени был переименован в  «Спасите гарем».

9.       Настоящей жемчужиной фильма стал Верещагин. Режиссёр изначально видел в этой роли только театрального актера виртуоза Павла Луспекаева.  Но не решался беспокоить актера, у которого были серьезные проблемы со здоровьем.

У Луспекаева были ампутированы пальцы на ногах. И только когда ни один из приглашённых пробоваться на эту роль актеров не справился, Мотыль обратился к Павлу Борисовичу.

Для того что бы облегчить Луспекаеву работу Мотыль хотел перенести сцену на баркасе в павильон. Но Павел Борисович был стальным человеком, он и слышать не хотел о павильонной съемке. Несмотря на качку, превозмогая адскую боль, актер блестяще отыграл эту сцену, ставшую культовой.

Оцените статью
9 интересных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»
Светлана Крючкова красотка или нет?