3 апреля 1965 года завершились съёмки одного из самых популярных советских фильмов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Фильм имел оглушительный успех! Только за первые два месяца проката комедию посмотрели более шестидесяти миллионов зрителей! Это был тот редкий случай, когда кинокартине даже не требовались афиши.
Людская молва обгоняла фильм значительно быстрее. Его везде ждали, а потом по несколько раз ходили кинотеатры и дома культуры. И каждый раз смеялись так же, как и в первый.
Даже известен случай, когда в Алтайском крае было совершено нападение на кинопередвижку. Водителя силой заставили изменить маршрут (он направлялся по разнарядке в один из совхозов) и сопроводили в местный леспромхоз, чтобы провести киносеанс.
Когда узнали, что «нападение» было санкционировано сами директором леспромхоза, его сняли с должности и исключили из партии.
Он пытался оправдаться тем, что подал заявку на фильм раньше других, а его в итоге поставили в конце очереди. Рабочие не захотели ждать двух месяцев и радикальным способом решили вопрос.
Всё это говорит о небывалом успехе комедии Гайдая, который старожилы не помнили ещё со времен «Весёлых ребят» и «Волги-Волги». И авторами этого шедевра были три человека: Леонид Гайдай, Морис Слободской и Яков Костюковский.
Пользуясь случаем, хочу развеять уже устоявшийся миф о том, что режиссёр Леонид Гайдай и сценарист Морис Слободской познакомились в 1964 году. Так написано везде, где мне удалось найти в интернете, и даже в пресловутой Википедии.
Это неправда. Леонид Гайдай и Морис Слободской познакомились значительно раньше. А в 50-х годах вместе даже поработали.
Это случилось, когда 34-летний Гайдай взялся снимать свой первый самостоятельный полнометражный фильм «Жених с того света», одним из сценаристов которого был Морис Романович Слободской.
Совершенно точно известно, что они втроём (Гайдай, Слободской и Дыховичный) вместе работали над этой комедией на «Мосфильме». Бывало, что ночами втроём оставались на киностудии, чтобы обсудить рабочие моменты. А потом неоднократно и ожесточённо защищали своего «Жениха…» перед художественным советом.
Фильм им отстоять удалось, но, к сожалению, лишь в короткометражном формате. Слишком много пришлось вырезать. Но именно в те годы между Слободским и Гайдаем зародилась преданная мужская дружба и появился тот творческий союз, плодами которого позже стали настоящие киношедевры.
Кстати, Гайдай однажды признался, что после «Жениха с того света» он зарёкся заниматься сатирой и сосредоточился на простых и весёлых сюжетах. Где главным смыслом картин был только смех зрителей.
Прошло почти шестьдесят лет, как на экраны вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика. А мы с удовольствием смотрим её и сегодня. Я точно знаю, что этот фильм любит и нынешнее 20-летнее поколение.
Хотя они плохо понимают, зачем советским студентам нужно было работать на стройке и почему такие, как Федя, вполне комфортно жили при советской власти?
Не хочется задаваться вопросом: а есть ли среди нынешних фильмов те, которые зрители буду смотреть через полвека и позже? Вопрос, конечно, риторический, это покажет лишь будущее. Хотя лично для меня ответ почти очевиден.
Но надо быть благодарным нашей истории хотя бы за то, что такие фильмы из прошлого у нас есть сегодня.