Ведь многие советские граждане получали от государства бесплатное жилье. И пусть во всем этом был ряд условностей, но факт остается фактом.
Бесплатны ли бесплатные квартиры?
Конечно, ничего бесплатного в мире не бывает — ну, кроме сыра в мышеловке, согласно известной пословице. Именно на это и упирают вышеозначенные «авторы». Действительно, каждый советский гражданин платил налоги, которые наряду с частью прибыли предприятий составляли Общественный фонд потребления.
Эти-то деньги и шли в том числе и на жилищное строительство.
Другое дело, что налоги мы платим и сегодня, вот только тратятся они на совсем другие нужды.
В СССР же до 40% дополнительного ежемесячного дохода граждан покрывались из этого фонда — в виде социального обеспечения: расходов на медицину, образование, спорт, культурные нужды, а также — жилье. Каждый работающий житель СССР имел право на жилплощадь.
Да, для этого порой приходилось простаивать в очереди 10-15 лет. Но тут все зависело от конкретного города, региона, предприятия, на котором человек работал.
Ответственный квартиросъемщик
Еще один момент, на который часто упирают ненавистники СССР, что жилплощадь граждане не получали в собственность. И это верно — квартиры давали в аренду, а не дарили.
Поэтому гражданин официально был не владельцем, а ответственным квартиросъемщиком (официальный термин) Но какая, собственно, разница? Ведь жилплощадь никто не мог отобрать за несвоевременную уплату очередного ипотечного взноса, как, например, сейчас.
Не было возможности продажи, но лазейки в законе находились. Например, можно было обменять «однушку» на «двушку» с доплатой. Или несколько квартир поменьше — на одну большую.
Если же хотелось оставить квартиру по наследству, то в нее просто прописывали детей, внуков или племянников. Институт прописки был этакой альтернатива завещанию — после смерти одного ответственного квартиросъемщика жилплощадь переходила к новому, который был в ней прописан.
Кто получал бесплатное жилье
Государственное жилье было ведомственным и исполкомовским. Первое получали работники различных ведомств и крупных предприятий из их жилищного фонда, второе — все остальные по месту жительства в районном или городском исполкоме.
Ведомственное жилье зачастую было более комфортабельным и очередь на него была меньше. Исполкомовское же приходилось ждать дольше в ом числе и из-за льготных категорий граждан, которые обеспечивались жилплощадью вне очереди: героев Советского Союза, ветеранов Великой Отечественной войны, Матерей-героинь и т.д.
При этом учитывалась норма жилплощади на человека. Бездетная семья могла рассчитывать максимум на «однушку». Тех, у кого было двое разнополых детей — ставили в очередь на «трешку».
Нормы жилой площади — без учета подсобных и хозяйственных помещений — составляли в разных городах и в разные годы 6-9 квадратных метров на человека. Преподаватели, архитекторы, обладатели ученых степеней могли рассчитывать на дополнительные «квадраты».
Кооперативное — почти свое
Ну а те, кто не желал стоять в очереди, могли вступить в жилищный кооператив и получить квартиру уже через несколько лет. Первоначальный взнос составлял 20-30%, ну а на оставшееся государство предоставляло кооперативу беспроцентную ссуду.
Да, несколько похоже на современную ипотеку, если забыть про слово «беспроцентную». Так что рассчитывались за кооперативную жилплощадь обычно за несколько лет, а не десятилетий — как сейчас.
Справедливости ради стоит отметить, что кое-какие ограничения на действия с кооперативной квартирой все же существовали. Продать ее можно было только члену фонда с согласия всех остальных жильцов.
Или самому кооперативу — за вычетом амортизационного износа. Думается, многие сегодня вполне смирились бы с такой «несправедливостью»…