Как ни странно, но я опять к вам со «Служебным романом». Вчера совершенно случайно, переключая каналы, опять попала на этот фильм, и опять не хватило силы воли переключиться дальше.
И, глядя на сцену первой встречи Толи и Юры в стенах учреждения, внезапно подумала: а ведь Юрий Григорьевич не был плохим другом, как потом вывернул ситуацию Анатолий Ефремович.
Смотрите. Первая встреча Новосельцева и Самохвалова в кабинете у Калугиной. Они оба видят друг друга впервые за много лет. И здесь интересна реакция обоих. Анатолий смотрит во все глаза, узнал Юрия, но широкой радости на лице нет, скорее, удивление. Да и вообще в этот момент непонятно, рад ли он Юрию.
Самохвалов же, напротив, ужасно обрадовался, увидев Толю, моментально его узнал, тут же выразил свое удовольствие от встречи. Хотя, как его начальник, вполне мог тут же установить дистанцию. И никто бы его за это не осудил.
Но — нет, Юрий Григорьевич сразу же дал понять, что не собирается строить дальнейшее общение с Новосельцевым с позиции главного.
Далее, выйдя из кабинета, Юрий не ушел, а продолжил общение с Анатолием, позвал его покурить, поболтать, и во всем этом не было ни грамма двойного дна. Юрий Григорьевич здесь не выгадывает, будет ли ему полезен Толя, или нет, он просто искренне радуется, что в новом, незнакомом коллективе у него есть близкий человек.
Узнав, что у Новосельцева финансовые сложности, и о его желании получить должность начальника отдела легкой промышленности, Самохвалов тут же, не раздумывая, идет к Калугиной.
Хотя уже в курсе, что Калугина не считает Новосельцева хорошим работником, и понимает, что может вызвать у начальницы о себе негативное мнение.
Но он не размышляет, ударит ли эта просьба по нему самому, или нет, он не строит планов, насколько будет ему полезен Толя, он просто идет и пытается помочь другу. И, кстати, деньги на ботинки ребенку одалживает Толе именно Юрий. Других желающих не нашлось, выручил лишь Самохвалов.
Да, при этом разговоре о предполагаемой должности у Самохвалова звучит фраза, что Толя «его человек», но ведь это правда. Любой начальник всегда стремится подбирать в коллеги и помощники тех, кого знает, в надежности кого уверен, на кого сможет положиться.
Поэтому я тут совершенно не вижу попытки сыграть в пользу себе. Получит ли какие-то бонусы от этого назначения сам Самохвалов — еще неизвестно, а вот Толя их получит в любом случае, и огромные.
Зачем Юрий Григорьевич рванул к Калугиной просить за Толю? Порыв души, искренний, естественный. Как бы странно это ни звучало в контексте неоднозначной личности Самохвалова.
Далее, по сюжету Самохвалов зовет Толю на вечеринку в честь своего вступления в должность. Опять же — там присутствуют лишь начальники, верхушка. И вдруг — Толя. Который просто сотрудник статучреждения.
Самохвалов, как бы тепло он ни относился к Толе, вполне мог и не позвать его, если бы был строгим конъюнктурщиком. Дружба дружбой, а субординацию никто не отменял. Но Юра повел себя, как настоящий друг. Вдобавок по просьбе Толи еще и Оленьку пригласил.
Теперь обсудим совет Юрия Григорьевича «приударить» за Калугиной. Оставим за рамками моральную сторону этого совета. Посмотрим только на его мотив. А мотив был прост — опять-таки, помочь Толе заполучить вожделенную должность начальника отдела.
Да, путь, предложенный Самохваловым, сомнителен. Но намерения были благие. Помочь другу любой ценой. И это, как ни странно, тоже говорит о Юре, как о хорошем друге. Он ради благополучия Толи рассматривал совершенно любые варианты.
Ну, а теперь посмотрим, чем же отплатил Толя своему другу. Он дал ему в морду. Да, защищая честь Оли. Но разве нельзя было сперва поговорить? Ведь Юрий не жаловался Анатолию на поведение Оленьки, на ее назойливые преследования.
Возможно, спроси Толя у Юрия, что происходит, тот бы ему рассказал все, как есть.
Да и, по большому счету, Новосельцев знал о ситуации лишь со слов сплетницы Шуры, поэтому просто обязан был сперва спросить у Толи, как все было на самом деле, а не доверять словам сплетницы Но Толя сразу же зарядил Самохвалову в физиономию, и даже спрашивать ничего не стал.
Более того, Анатолий Ефремович настолько не считал Юру своим другом, что даже не счел нужным поделиться тем, что у него начались серьезные отношения с Калугиной.
«Да у нее роман с Новосельцевым. Все знают!» — сказала Самохвалову Верочка, говоря о Калугиной. Вот таким образом Юра и узнал о переменах в жизни друга. Все знали, кроме Юры. Как думаете, приятно было Самохвалову в этот момент?
В целом, я не смогла вспомнить ни одного проявления дружеского участия со стороны Толи, зато увидела много по-настоящему дружеских поступков, сделанных Самохваловым ради Новосельцева.