О фильме «Джентльмены удачи» и извращениях на съёмках

Здравствуйте. Все блатные и матерные ругательства, которые авторы планировали использовать новом фильме «Джентльмены удачи», милицейские консультанты категорически забраковали.

Пришлось придумывать свой, киношный, блатной жаргон. Сарделька, сосиска, редиска, петух «Гамбургский», Навуходоносор. И что любопытно, сценаристы не просто придумали новое значение этих словечек, а обогатили ими ругательный русский язык.

Звёздный состав

Ролан Быков, фальшивомонетчик по кличке «Миллиметр». Юрий Никулин, профессиональный альфонс и многоженец. Андрей Миронов, жулик по кличке «Пижон», ворующий машины и продающий их в Тбилиси.

Это персонажи под художественным названием «Рецидивист». Вы ничего не поняли? Объясняю. Именно таковыми изначально представляли героев будущего кинохита «Джентльмены удачи» его авторы, Виктория Токарева и Георгий Данелия.

Более того, герой Евгения Леонова сначала задумывался как очень добрый милиционер. Тот силой убеждения перевоспитывал уголовников, наставив их на путь истинный. Но худсовет «Мосфильма», эту заявку категорически отверг.

Друзья, я прошу вас отнестись к публикации с уважением и дочитать её до конца.

Мало того что на студии зарубили заявку, так ещё и все предполагаемые основные актёры отказались от участия. Миронова ждали другие съёмки, Никулин не захотел вновь появляться в комедийной роли, а у Быкова оказались более важны дела.

Однако авторы не опустили руки

Заявку переписали. Придумали других героев. Нашли других актёров. Но самой большой проблемой в итоге оказался Василий Алибабаевич. Вася. Ну тот что сидел за то, что на колонке бензин ослиной мочой разбавлял. Авторы хотели, чтобы его сыграл колоритный Фрунзик Мкртчан.

Однако что-то не срослось и на «Мосфильм» потянулись со всего Советского Союза артисты с нерусскими бандитскими физиономиями. Но увы, не устроил даже Владимир Этуш. В итоге, с огромным трудом нашли Раднэра Муратова, который на всю жизнь и стал четвёртым беглецом из тюрьмы.

А вот с Савелием Крамаровым, которого авторы пригласили одним из первых на роль карманника по кличке «Косой», вышла накладка. Худсовету показалось что во время кинопроб артист полностью выложился в одном маленьком эпизоде.

 «А хватит ли его актёрских ресурсов на полноценную роль», — переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова всё-таки утвердили, но с условием что он будет искать новые краски в образе «Косого».

Данелия тут ни при чём

До сих пор многие ошибочно думают, что режиссёром фильма был Георгий Данелия. Это и так и не так. Официально Данелия был худруком ленты. А представил картину режиссёр Александр Серый, которому, без присмотра Данелия, никогда бы не позволили самому снимать фильм.

Дело в том, что в 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане, Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. И избил его. В итоге соперник на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы во ВГИКе и съёмочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию.

Кстати, когда Александр Серый пришёл обсудить будущий фильм с уже назначенным консультантом Ильёй Голобородько, (полковник внутренней службы, первый зам. начальника политотдела ГУ исправительно-трудовых учреждений МВД СССР), тот посоветовал режиссёру поехать на зону.

Мол если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию.

И лично похлебать недельку другую тюремную баланду. Ну, Серый не решился раскрывать подробности своей биографии и послушно уехал на две недели на зону неподалёку от Горького, то есть Нижнего Новгорода. Правда, как он сам потом признался, всё это время, вместо зоны, он тихо просидел в гостинице.

Съёмки фильма начались в декабре 1970 в Самарканде и Москве

При чём даже эпизод на даче профессора археологии был снят тоже в столице. В Серебряном бору, на даче у одного из членов съёмочной группы.

Любопытен и ещё один факт. Для картины Георгию Вицину и Савелию Крамарову записали две песни, которые в ленту хоть и не попали, но сохранились. Одна из песен про слона, на мотив собачьего вальса, должна была войти в эпизод на даче профессора.

Другая песня, про Ялту, планировалась в начале фильма и тоже на даче. Я бы даже сказал – дачке. В подмосковном, садовом домике, где прятались рецидивисты. Именно там, после слов про автомашину и костюм, «Косой», он же Савелий Крамаров, брал гитару и пел.

Однако, категорически против этих песен был худрук картины, Георгий Данелия. Он считал, что если воры и могут что-то бренчать на гитаре или рояле, то петь точно нет. И нещадно вырезал из фильма обе песни.

Любим, помним, смотрим

На протяжении многих лет «Джентльмены удачи» с неизменным успехом шли в советских кинотеатрах. Показывались, да и показываются сегодня по телевидению. Не взирая на то, что из четвёрки «джентльменов» ни осталось никого, для миллионов людей они всё равно живы.

Они всё так же ищут шлем Македонского, и будут искать его вечно. Поскольку ваша любовь к этому фильму не умирает, и я уверен не умрёт никогда.

Оцените статью
О фильме «Джентльмены удачи» и извращениях на съёмках
Сын отрёкся от Родины, а лапочка-дочка гордость отца: такие разные дети Николая Крючкова