Почему Бальзаминову повезло?

Киношедевр «Женитьба Бальзаминова» (1964) был снят по трилогии Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!» и, собственно, «Женитьба Бальзаминова». Большинство театров или объединяют все три пьесы, или ставят одну «Женитьбу…» — самую интересную и наполненную.

Речь данной статье пойдёт и о пьесах, и о фильме, в котором, кстати, были нарушены все законы кастинга (актёры взяты вразрез с амплуа), но получилась небывалая феерия. О Бальзаминове, как о типаже. О его стратегии, которой, как нам кажется, нет вовсе или она — глупа, как он сам. Всё сложнее.о

У многих зрителей возникает вопрос: «Почему у Миши Бальзаминова всё получилось?» То есть неказистый мужчинка — без талантов и блестящей внешности — взял большой куш в виде очень богатой женщины. Вы скажете: «Хм, тоже мне счастье!» Для Миши – да. Мы же говорим о нём, об его извечных мечтах.

Он более всего желает 1) иметь много денег и при том 2) ничего не делать. Мадам Белотелова предоставит ему такие возможности в обмен на послушание – в конце-то концов Миша и до этого слыл маминым сыном и успел научиться хотя бы внешнему подчинению женщине.

Над ним будут все ржать? А ему без разницы. Он и не стремится к уважению. Главное – дрыхнуть до полудня, носить дорогие шмотки, хорошо питаться и – не прилагать усилий. Его максимум — гонять голубей или фланировать в узко пошитом костюмчике — по моде. Ему всё дали.

И дадут ещё. Неслучайно подзаголовок финальной пьесы называется: «За чем пойдёшь – то и найдёшь». Вот это и есть смысл. Почему же Бальзаминов получил то, что искал? Он правильно визуализировал свои желания. Он интуитивно делал то, чему в XXI столетии обучают гуру «позитивного мышления».

Я как-то из культурологического интереса прочла ряд американских книг о том, как «исполнять желания», и вертелась одна и та же мысль: «Где-то уже было и не в Америке». Это же Бальзаминов. Он постоянно мечтал о том, как станет царём или генералом.

Но в этом не присутствовало темы власти и ответственности – лишь мотив шикарного барства. У Миши была цель, но он не зацикливался на ней. Он просто совершал некие – часто идиотские – действия, а если что-то шло не так и всё срывалось, то спокойно разворачивался и шёл дальше.

В силу тотальной пустоголовости, он никогда не рефлексировал, не страдал, что опять богатая невеста слетела с крючка – он соглашался на другой путь, где уж точно и – непременно всё сбудется. Его прогнал купец, дядюшка пышной Капочки? Обозвал дураком? Правда что ли?

Ну и ладно. Бальзаминова просто везёт по жизни (не ему везёт, а его – везут!) и он не сопротивляется. Будь он чуть разумнее и логичнее – он бы не достиг того, что ему надо. Выстроил бы высокую стену из «нельзя» и «как можно?!» и до конца дней жил бы на три копейки.

Я нисколько не пытаюсь говорить о Бальзаминове, как о положительном герое или варианте для подражания. Лентяй (а потому — нищеброд), фанфарон, мечтатель, мамкин сынок, бездарность. Не наш метод, короче! Вообще, таким надо родиться.

Вот вам и тип личности, которым вполне реально помогают визуализации и пресловутое позитивное мышление. Это – неумный, мало понимающий, но при том – беззлобный человек. Советуют: отключите внутреннего критика. А у Бальзаминова таковой и не имелся! Большинство из нас не смогут выключить.

Оцените статью
Почему Бальзаминову повезло?
Стильные образы из советских фильмов, которые возвращаются в моду