Вызывающий советский фильм, запрещённый на 10 лет

Актёр Станислав Жданько сыграл в драме «Ошибки юности» (1978) главную роль. Но эта же роль стала для него последней:

буквально сразу после окончания съёмок Жданько не стало, и эта трагедия до сих пор вызывает вопросы.

Но тогда, во второй половине семидесятых, Станислав — один из самых перспективных советских исполнителей, который уже после первой роли громко заявил о себе.

Уже известны и имена сценариста и режиссёра — это Эдуард Тополь и Борис Фрумин, поэтому и будущая картина обещает быть качественной и достойной. Однако реальность оказалась совсем иной:

завершённый в 1978 году фильм увидел свет лишь с началом перестройки, в 1989, когда и Тополь, и Фрумин уже не жили в СССР.

Дебютом Бориса Фрумина в кино стала замечательная умная лента о школе «Дневник директора школы» (1975), которая сегодня входит в число классических советских фильмов. Такое громкое начало карьеры обещало режиссёру большое будущее, Неплохо прозвучал и второй его фильм «Семейная мелодрама» (1977).

«Ошибки юности» стали третьей работой Бориса Фрумина.

Сценарий Эдуарда Тополя рассказывал о молодом человеке, только что отслужившем в армии и ищущем свой путь в жизни. Митя Гурьянов отправляется на Север, чтобы проверить себя и немного подзаработать.

Там у него начинаются отношения с девушкой Полиной (которую он фактически уводит у местного передовика), но обрывает их беременность Полины, к которой Митя совсем не готов.

Новый этап — переезд Мити в Ленинград, где он случайно знакомится с Зиной, покладистой официанткой, согласившейся приютить его у себя. Молодой человек устраивается грузчиком и узнаёт неприглядную подноготную этой работы, что, однако, от самой работы его не отвращает.

А через время и женится на доброй Зине, хотя и не испытывает к ней чувств. В финале авторы оставляют героя и зрителей на перепутье:

Митя явно запутался, слишком быстро превратившись из отчаянного парня, стоящего на стороне справедливости, в безвольного человека, не имеющего цели. Что будет дальше, каждый додумывает сам.

Главным актёром фильма стал Станислав Жданько. Возможно, его посоветовал режиссёру Эдуард Тополь, так как Жданько он знал: успешный дебют актёра состоялся в драме «Несовершеннолетние» (1976) по сценарию Тополя.

Экспрессивный, эмоциональный, резкий Станислав в образ вписался отменно: его Митя получился с одной стороны, думающим, с другой — чрезмерно импульсивным, несдержанным, временами отталкивающим. Девушку Полину сыграла Марина Неёлова, Зину — Наталья Варлей.

В роли Гены, экс-кавалера Полины, — Николай Караченцов. Во второстепенных и небольших ролях Нина Агапова, Михаил Васьков, Юрий Чернов, Николай ПеньковЮрий Дубровин.

В разгар съёмок стало известно, что Эдуард Тополь намерен уехать из страны за океан.

Что происходило в подобных случаях, известно: шансы на встречу фильма со зрителем резко снижались. Наверняка это понимал Борис Фрумин, но картину, в которой были весьма провокационные моменты, он всё же доснял.

Считается, что «Ошибки юности» — одна их первых киноисторий, где открыто показали армейскую дедовщину, а некоторых северных рабочих-передовиков представили не положительными героями, для которых идея покорения Севера и свободного труда превыше всего, а людьми, потянувшимися за длинным рублём.

Да и сам Митя Гурьянов — персонаж сложный и неоднозначный (скорей даже, отрицательный), хотя, возможно, многие рассмотрели бы в нём и себя.

Съёмки «Ошибок юности» окончились в начале 1978 года. В апреле того же года ушёл из жизни 24-летний Жданько, и причастной к его уходу назвали актрису Валентину Малявину, его возлюбленную (интересный факт: в фильме пару раз появляется фотография Валентины).

Дело Жданько многократно пересматривалось, Валентину Малявину то оправдывали, то вновь обвиняли, но, похоже, правды уже не узнать.

Через несколько месяцев эмигрировал в США и Борис Фрумин, и его последний советский фильм остался на годы запертым в архиве. И только через десять лет, когда с полок начали снимать некогда запрещённые картины, он вернулся и подготовил «Ошибки юности» к прокату. И ещё один любопытный факт:

фильм снят на цветную плёнку, но несколько раз возникают чёрно-белые вставки, причём никакой смысловой нагрузки в этом нет.

По одной из версий, режиссёр вставил в фильм когда-то вырезанные куски, но никакой точной информации о том, почему некоторые кадры чёрно-белые, нет.

В 1989 году у зрителей «Ошибки юности» большого интереса не вызвали, поскольку в те времена фильмы выходила куда более зрелищные и эпатажные, на их фоне лента Бориса Фрумина была уже куда менее актуальной и привлекательной. В журнале «Спутник кинозрителя» журналист Андрей Васильев написал:

«Когда-нибудь мы доживём о «ретро» 70-х. Не сомневаюсь, что эти картины будут и острее, и, может, даже глубже. Потому что у будущих летописцев этого периода будет фора — знание о причинах застоя, виновниках и, главное, о его неизбежном конце.

А чего не будет — так это подавленной растерянности, ощущения абсолютного бессилия под прессом ретро «развитого социализма» чувства неизбежности и непоправимости «ошибок юности». Если кто не понял, в предыдущей фразе я перечислил главные и непреходящие достоинства фильма Эдуарда Тополя и Бориса Фрумина».

А как вы думаете, эпоха ретро о семидесятых наступила?

Оцените статью
Вызывающий советский фильм, запрещённый на 10 лет
Деньги, любовь и угроза убийством: как Владимир Конкин получил главную роль всей своей жизни