С какой стати Харита Игнатьевна оказалась… цыганкой?

Харита Игнатьевна – цыганка, поэтому в этом доме всё так странно, вечно пляшут, а приличные женихи не торопятся осчастливить красивых дочек. Я уже не первый раз встречаю этот феерический тезис.

Поиск выдаёт ссылки на некие тексты, которые перепечатываются с других таких же. В одном из блогерских «расследований» довелось прочесть, что харитами в России называли цыганок (?!), Игнат – самое популярное цыганское имя (?!), а у драматурга Александра Островского всё имена – говорящие.

Ссылок на источники, где бы цыганок звали харитами, я не нашла. Вообще, в греческой мифологии хариты – божества изящества и веселья. Если бы такое бытовало в отношении цыганок, оно мелькнуло бы в художественной и мемуарной литературе.

Пример! После триумфа «Дамы с камелиями» Александра Дюма-младшего, камелиями стали называть дорогостоящих куртизанок. Допустим, у Николая Некрасова читаем этакое: «Марья Савишна! вы бы надели / Платье проще! — Ведь как ни рядись, / Не оденетесь лучше камелий / И богаче французских актрис!»

Иван Панаев писал: «Знакомство с камелиями ещё легче. Есть много способов знакомиться с ними, и тот, который я расскажу вам сейчас, ещё не из легчайших». К слову, Кнуров при попустительстве маман Огудаловой и готовил Бесприданнице судьбу камелии.

То есть, если бы харитами звали цыганок, мы бы это прочитали ещё в школе. Но – нет. Обычно в рассуждениях о цыганском происхождении Хариты Игнатьевны звучит довод, что люди этой национальности постоянно обретались у Огудаловых. И?!

Дворяне и купцы любили тусоваться с цыганскими хорами. Вся русская литература перенасыщена этой темой. К тому же о Паратове сказано: «Кто же бы это приехал? Должно быть, богатый и, вероятно, Лариса, холостой, коли цыгане так ему обрадовались. Видно, уж так у цыган и живёт».

Может, и Паратов – тоже цыган? Приводят и слова Карандышева. Дескать, у вас дома был табор. Это фигура речи, а не указание на этническую суть. Безусловно, Дмитрий Огудалов, отец Ларисы, мог жениться и на цыганке, ибо господа, хотя и редко, но делали так.

Но здесь, скорее всего, не этот случай. Когда Вася произносит: «Она, должно быть, не русская: уж очень проворна», но и здесь возможны варианты, если принять за догму то, что она действительно нерусская. Действие происходит на Волге, а там очень много разных национальностей, в том числе, татар.

И потом, Вася молвил это саркастически. Мол, русские люди прямодушны и бесхитростны, тогда как …другие обманут даже наиболее ушлого из наших. Огудалова, кстати, не так уж проворна, если все её аферы ведут в никуда. Вожеватов и здесь съязвил.

То, что у Островского имена-фамилии часто говорящие – факт. Харита в мифологии – создание лёгкое, искромётное, весёлое, а героиня пьесы постоянно устраивала то самое веселье. Сквозь слёзы. Огудать — это обмануть, а по сюжету Огудаловы, если кого и огудали, то лишь себя.

Собственно, утверждение, что Харита Игнатьевна — цыганка относится к знанию-вирусу, которое распространилось, благодаря некритическому отношению к Интернет-публикациям. Сейчас с этим просто. Забавных примеров из жизни? А есть.

Допустим, убеждённость, что в первоначально фамилия Жени Лукашина из «Иронии судьбы…» (1975) — Алкашин. Это распространил блогер-антисоветчик Макс Мирович, некогда популярный в Живом Журнале, и — понеслось. Но это совсем уже другая история…

Оцените статью
С какой стати Харита Игнатьевна оказалась… цыганкой?
«Мечте навстречу» — советская фантастика на уровне Голливуда