Идея снять фильм «Гусарская баллада» пришла к Эльдару Рязанову после того, как он посмотрел спектакль «Давным-давно», поставленный по одноименной пьесе Александра Гладкова. Режиссер тогда подумал, что немного доработанная и перенесенная в формат кино пьеса могла бы стать неплохой киноисторией.
Рязанов тщательно поработал над пьесой – «перевел» прозу на поэтический язык, добавил несколько сцен и диалогов.
Правда, перед этим он обратился к автору, Александру Гладкову, чтобы не возникало никаких недоразумений в будущем, однако, не дождавшись ответа от автора, Рязанов решил сделать все так, как посчитал нужным.
В роли Шурочки Азаровой Рязанов изначально видел исключительно Людмилу Гурченко. Однако пробы оказались неудачными.
После Гурченко на эту роль пробовались Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих. Однако они обе оказались «слишком женственными», и пробы не прошли.
В результате на роль была утверждена Лариса Голубкина, которая в то время была студенткой третьего курса ВГИК.
Дублером Голубкиной в сложных сценах стал артист цирка Василий Роговой. Например, в эпизоде со спасением графа Балмашева именно Рогов прыгал с дерева на крышу кареты.
Также в съемках сцен массовых боев были задействованы спортсмены-фехтовальщики.
В частности, в батальный сценах снимался чемпион СССР по фехтованию Владимир Балон.
Впоследствии именно он работал над постановками батальных сцен во многих других известных приключенческих фильмах, к примеру, он занимался постановкой сцен боев при съемках фильмов «Гардемарины, вперед!» и Д’Артаньян и три мушкетера».
К слову, при съемках батальных сцен в «Гусарской балладе» использовалось не бутафорское, а настоящее холодное оружие. Бутафорское быстро выходило из строя и Рязанов под личную ответственность поручил выдать для съемок настоящие клинки, тем самым нарушив нормы безопасности и сильно рискуя.
Что касается роли поручика Ржевского, то поначалу Рязанов хотел предложить ее Сергею Юрскому. Однако кандидатуру Юрского забраковали чиновники из Госкино и порекомендовали Рязанову пригласить на роль Юрия Яковлева.
Однако если в ситуации с ролью Ржевского Рязанов согласился с предложением чиновников, то в случае с ролью Кутузова, он настоял на своем. Режиссер никого не хотел видеть в этой роли, кроме Игоря Ильинского, и даже не планировал рассматривать другие кандидатуры.
Однако идея Рязанова чиновникам по душе не пришлась, ведь Ильин был, в основном, актером комедийного жанра.
Рязанов долго думал над тем, как убедить чиновников пересмотреть мнение насчет Ильинского и придумал. Режиссер для начала отснял все сцены с Ильинским, где действие разворачивается в зимнее время.
А весной, когда снега уже не было, Рязанов заявил чиновникам, что переснять уже ничего не может, а ждать еще год, чтобы отснять зимние сцены с другим актером – немыслимо.
Владимир Ширяев, который сыграл Винсенто Сальгари и Антоний Ходурский, исполнивший роль графа Нурина, тоже попали в картину без проб.
Ходурского Рязанов пригласил потому, что актер знал роль досконально — он уже играл Нурина на сцене Театра Красной Армии. А Ширяева режиссер взял без проб, так как, по его мнению, у актера была «итальянская» внешность.
Съемки проходили не просто, ведь от идеи снять фильм-спектакль Рязанов отказался сразу – ему хотелось масштабных съемок, не ограничивающихся павильоном. Однако при поисках места для съемок возникли трудности – оказалось, не так-то просто отыскать старинные усадьбы, окруженные «русскими пейзажами».
Однако после долгих поисков нужная натура была найдена – для съемок выбрали заброшенную дворянскую усадьбу Удино в Подмосковье.
Парк вокруг усадьбы пришлось обустраивать буквально «с нуля». Территория была заброшенной и неухоженной. Для съемок разбили клумбы и завезли скульптуры.
Батальные сцены снимали в поселке Поповка, расположенном неподалеку от Удино. Из-за долгой подготовки к съемкам (обустройства парка, и интерьеров), Рязанову не хватило времени, чтобы в полной мере отснять зимнюю натуру.
Поэтому во время съемок снег приходилось завозить из леса (ведь там он тает не так быстро, как на равнине), а когда и это стало сделать невозможно, пришлось использовать искусственные заменители чтобы создать зимний пейзаж.
Над костюмами к фильму трудилась художник Ольга Кручинская. Причем, она самостоятельно воссоздала исторические костюмы, без консультаций со специалистами в области военного дела и истории.
Кручинская скрупулезно изучала архивные материалы, ездила по музеям, где были выставлены исторические костюмы того времени. Ей удалось очень точно воссоздать одежду той эпохи, к немалому удивлению специалистов.
Фильм снискал любовь зрителей и по сей день его с удовольствием смотрят люди самых разных поколений.