Мало того, «Трижды воскресший», в создание которого режиссёру включился по предложению Ивана Пырьева, — картина немного плакатная, правильная, даже в некоторой мере идеалистичная. Считается, что
сам Леонид Гайдай этот фильм недолюбливал (хотя бы потому, что снял его по заказу), да и с экранов «Трижды воскресший» сошёл быстро и сейчас его вряд ли можно назвать известным.
Для Гайдая «Трижды воскресший» стал возможностью вернуться к режиссуре. Дело в том, что созданная им в 1958 короткометражка «Жених с того света», в неприглядном виде показавшая чиновников, разозлила киноруководство и чуть не привела режиссёра к отлучению от профессии.
Помог ему реабилитироваться всесильный Иван Пырьев, увидевший в начинающем режиссёре большой талант. Он-то и предложил Гайдаю экранизировать недавно появившуюся пьесу Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“», во многом основанную на реальных событиях.
Одним из главных её «персонажей» стал тот самый небольшой пароход «Орлёнок», который участвовал и в революционных событиях, и в Великой Отечественной, а потом стал своего рода плавучим музеем. По сюжету «Орлёнка» облюбовали подростки небольшого волжского городка с названием Сергиев Посад, мечтающие о плаваниях.
Руководит подростками местный молодой врач Аркадий Шмелёв, отец которого был первым комиссаром «Орлёнка».
Правда, ребята своё увлечение мореходством стараются сохранить в тайне, но их секрет узнаёт случайная посетительница Светлана Сергеевна, руководитель скромной делегации, направляющейся на Комсомольскую ГЭС.
По ряду обстоятельств делегация застряла в Сергиевом Посаде, Светлана Сергеевна ищет возможность как можно скорее продолжить путь и натыкается на «Орлёнка» и его юных обитателей.
Благодаря её усилиям на восстановление парохода собирается едва ли не весь город, что, впрочем, неудивительно: многие старожилы сами когда-то ходили на «Орлёнке», давно ставшем местной легендой.
Роль активистки Светланы Сергеевны, которая в юности мечтала стать капитаном, получила одна из главных красавиц советского кино Алла Ларионова (любопытно, что и герои фильма неоднократно говорят о красоте Светланы).
Аркадия Шмелёва сыграл Георгий Куликов, а Любашу, коллегу Светланы Сергеевны, — Надежда Румянцева. И тут не могу не отметить интересный факт. Если исходить из сюжета, то Светлана и Аркадий — ровесники. Любаша же заметно их младше (по ходу действия выясняется, что её тоже вывезли из Сталинграда на «Орлёнке».
В то время время она была девчушкой лет семи-восьми. И, оказывается, в числе её спасателей был Аркадий Шмелёв, уже взрослый боец. Таким образом, разница между Любашей и Аркадием (а значит, и Светланой Сергеевной) — лет 10, а то и больше). В реальности же
Георгию Куликову на момент съёмок 35, а Алле Ларионовой и Надежде Румянцевой — по 28 (Румянцева даже чуть-чуть старше).
Но на экране герои вполне соответствуют возрастам по сюжету.
В роли секретаря райкома Наталья Медведева, директора школы сыграла Нина Гребешкова, жена Леонида Гайдая,
а роль бойкой пионерки Натки досталась юной актрисе Ольге Наровчатовой.
Карьера Ольги сложилась любопытно: она дебютировала в 1959 году,
за следующие семь лет снялась в десятке успешных картин, а потом ушла из кино и посвятила себя поэзии, как и её отец, поэт Сергей Наровчатов.
В других ролях Николай Погодин, Всеволод Санаев,
Константин Сорокин и голос Юрия Саранцева (он озвучил одного из героев).
И вот два любопытных факта о картине: крошечную роль сыграл сам Леонид Гайдай, а первого комиссара «Орлёнка» Николая Шмелёва изобразил Николай Рыбников, супруг Аллы Ларионовой. Правда, появление его состоялось только на фото.
Ну и пара слов о самом «Орлёнке». В его роли— легендарный пароход «Ласточка», многие факты «биографии» которого вошли в фильм: именно «Ласточка» фигурирует на фотографиях музея.
Пароход принимал участие в Гражданской, его действительно активно использовали в ходе боёв у Сталинграда, где «Ласточка» спасла сотни людей.
«Трижды воскресший» вышел в прокат летом 1960 года. В целом это добрая и светлая история о людях, которые всегда готовы помогать. Но всё же почерк Гайдая в ней определить сложно, хотя и забавные моменты в ленте есть. «Трижды воскресший» смотрится тепло и ностальгично, хотя сегодня,
с высоты времени, понятно, что он обречён на забытьё, потому что последующие комедии Леонида Гайдая затмевают всё, что он делал до того.
А ещё в «Трижды воскресшем» звучит интересная мысль: «Старость — это не возраст. Это состояние».