Сначала несколько слов о картинах.
На первой изображена молодая женщина со стопкой книг и рулоном плакатной бумаги. Все личные вещи в одном походном рюкзаке. Она ждет лодку, которая переправит ее на тот берег в деревню.
Автор картины карельский живописец Константин Буторов (1922-1997). Писал портреты, пейзажи и жанровые сцены. Главный герой картин художника – его родной край.
Вот и здесь девушка-избач прибыла на работу в удаленную карельскую деревню, где нет даже моста.
Вторая картина, с красноармейцем в буденовке, написана к 50-летию Революции, а ее автор ленинградский художник Евгений Грошев (1927-2009).
Главный герой – вчерашний красноармеец, тоже с плакатом и стопкой то ли книг, то ли толстых журналов в руках. И тоже где-то в сельской местности. Стоит возле сруба, на котором красный флаг и еще один плакат. Это точно не деревенская изба, а административное здание – сельсовет, клуб или… Но об этом чуть дальше.
И наконец, третья картина, которая также датируется 50-летним юбилеем Революции. Автор полотна московский художник Николай Христолюбов (1918-1995).
Здесь действие происходит внутри помещения. Молодой человек в красноармейской гимнастерке с нагрудными планками. В одной руке держит кисть, в другой бумагу с текстом, который он переносит на красное полотно за своей спиной.
Рисует плакат. Скорее всего, к какому-то революционному празднику, не зря же под потолком висит самодельная гирлянда из красных флажков.
На столе виднеется название газеты сверху – «Крестьянская газета». А значит, мы снова в сельской местности.
Итак, избачи – это, как правило, молодые люди, работающие в сельской местности. Их труд связан с книгами и наглядной агитацией.
Кто они – заведующие сельским клубом, деревенские библиотекари, приезжие лекторы?
Ни то, ни другое, ни третье, и в то же время три в одном!
Избач – это сокращенное название (а в первые годы советской власти любили все сокращать) заведующего избой-читальней.
Вообще-то избы-читальни для просвещения повсеместно неграмотного сельского населения стали появляться еще при царе. Но именно советская власть поставила образование во главу будущего развития страны. Ну и про идеологическую работу в среде изначально контрреволюционного крестьянства также не нужно забывать.
Сотни тысяч грамотных молодых людей отправились по призыву сердца или были направлены по комсомольским путевкам в сельскую местность для обустройства изб-читален.
Изба-читальня и получила такое название, что в ней вслух читал один человек, а все остальные слушали. Крестьяне знакомились и с последними газетными новостями, и с классической литературой, и с трудами революционных классиков.
Кроме чтения и объяснения прочитанного, избачам приходилось заниматься и другой агитацией, прежде всего наглядной. Молодые люди становились художниками, дизайнерами и даже актерами.
Комсомольцы-избачи играли важнейшую роль в просвещении сельских жителей от Ленина до Сталина. Надобность в профессии отпала, когда взросло несколько поколений крестьянских детей, получивших образование в деревенских школах.
Окончательно избы-читальни исчезли уже после войны, когда повсюду на селе появились школы, библиотеки и клубы.