Премьера фильма-сказки «Руслан и Людмила» состоялась 1 января 1973 года. Валерий Козинец, исполнивший роль Руслана, в одночасье стал знаменитым, за что был очень благодарен своему тестю. А ведь в этой роли должен был сняться Олег Видов.
Режиссер Александр Птушко изначально кроме Видова никого не видел в роли Руслана. На тот момент актер уже сыграл князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане», и имел опыт работы в подобного рода фильмах.
Пробы на роль Руслана Видов прошел «на отлично». Чиновники из Госкино были в восторге, впрочем, как и сам Птушко.
Что касается Козинца, то он тоже проходил пробы, но только совсем не на роль Руслана. Птушко планировал снять зятя в роли Рогдая.
Супруга Валерия Козинца Наталья Птушко работала вместе со знаменитым отцом – она была вторым режиссёром фильма.
Подготовка к съемкам была масштабной и заняла более года. Декорации сооружались не только в павильонах «Мосфильма», но и там, где планировалось снимать «натуру», — в Тамбовской и Владимирской областях, Владимире, а также в Подмосковье.
Для съемок соорудили более сотни сложных конструкций. Здесь были и стрелы, разламывающиеся в полете на части, и ковер-калейдоскоп, и каркасы механических ног со специальными амортизаторами.
Проблема возникла с попугаями для опочивальни Людмилы – их требовалось аж 300! Раздобыть удалось только с десяток экзотических птиц, и тогда решили задействовать голубей. Голубей покрасили, прикрепили хохолки и накладные клювы.
Почти полгода над созданием скульптур, застывших фонтанов и стеклянных рыбок трудились скульпторы и стеклодувы. Часть скульптур режиссер создал своими руками. К примеру, он сделал арапов из ракушек и кокосовых орехов, змей из саксаула, волхва из бивня моржа.
Самые масштабные декорации – говорящую голову и стольный град Киев построили возле Александрова. И в августе 1970 года в Александрове начались съемки, на которые Олег Видов не явился. Тогда многие объясняли это тем, что актер был в Ялте с супругой, и пропустил съемки «по легкомыслию».
Однако позже биограф Видова Александр Руденский рассказал, что причина неявки актера на съемки крылась абсолютно в другом. А именно – в ссоре Видова и Птушко.
Птушко был очень требовательным, и нередко позволял себе кричать на актеров и членов съемочной группы. Досталось от режиссера и Видову. По словам биографа, актер явился на съемки в Александров вовремя, но буквально на следующий день уехал.
Птушко в первый же день съемок что-то не понравилось в работе Видова, и случился скандал. Видов, получив «взбучку» от режиссера, терпеть к себе такого отношения не стал, и покинул съемочную площадку.
После скандала с Видовым Птушко буквально схватился за голову – нет исполнителя главной роли! А ведь поиски и пробы – это время…
И тут на помощь пришел оператор Игорь Гелейн. Именно он предложил Птушко снять в роли Руслана Валерия Козинца, а ведь режиссер и не планировал задействовать в съемках собственного зятя.
Козинца загримировали, пробы он прошел, по мнению Птушко, вполне удачно. Буквально на следующий день после проб режиссер отправился в Москву, чтобы утвердить кандидатуру зятя на роль.
Однако проблемы возникли снова – костюм, пошитый на Видова, Козинцу оказался мал. Однако перешивать и переделывать было некогда – сроки поджимали, а изготовление костюма и чеканка доспехов заняли бы очень много времени.
В итоге пришлось довольствоваться тем, что имеется. Все время съемок Козинец мучился в тесном костюме, однако, не жаловался, терпел. Ведь он даже не мечтал о такой роли, и прекрасно понимал, что ему выпал действительно звездный шанс.
Завершились съемки фильма летом 1972 года. А в марте 1973 года, через два месяца после премьеры картины Александра Птушко не стало.
Попрощаться с режиссером приехал и Олег Видов. Он не мог сдержать слез – ведь помириться с Птушко он, к сожалению, так и не успел.