За исключением экранизаций классики, где героя «среда заела» или царизм-капитализм достал. Объяснялось это более, чем просто – при справедливом строе у человека нет и быть не может социальных предпосылок для такого шага.
Тем более – из-за любви. Кроме того, считали, что cyицид – проявление слабости, а в СССР не потакали капризам нервических барышень.
Да, ещё кое-как сие прощалось поэтам, даже пролетарским. А тут – красивая и крепкая девушка-телеграфистка бросается из окна гостиницы лишь потому, что возлюбленный …вернулся к законной жене.
И симпатии авторов (не говоря уже о зрителях) на её стороне. Невозможно смотреть без боли. Простая, но чувствительная Лида (Наталья Егорова) не обманывает, когда произносит, что Илья — это смысл её бытия.
При этом никакого натурализма – широко распахнутые глаза, открытая балконная дверь, кареты скорой помощи. Всё. С точки зрения обыденной и — официальной морали — всё с ног на голову! Мужчина вернулся в семью, но он – плохой.
Да. Он даже не плохой – он чудовище. Неслучайно тёща говорит, что видела всяких, в том числе на войне, а самый страшный – это он, остроумный и жизнелюбивый балагур Илья (Андрей Миронов).
Если не считать фашистов, предателей, убийц и так далее, этот персонаж – самый омерзительный из всех советских киногероев. Не знаю, как для вас, но для меня по жизни «звоночек», если кто-то вещает, что ко всему надо относиться с юмором. Возможно, я не права, но образ Ильи отлично ложится на мою, быть может, неверную теорию.
Постоянно кажется, что весельчак, играющий фразочками, непременно «кинет» в широком смысле этого слова. Все эти мальчики «душа компании» сдуваются быстрее любых слабаков и первыми линяют.
Вернее, они-то и есть главные слабаки, скрывающиеся за вуалью словес и жестов. Но вернёмся к конкретному Илье. В одной из сцен говорится, что у него – научная работа и клиника. То есть это – ещё и врач.
Медик, лишённый эмпатии – это …завуалированный убийца, и все разговоры о том, что главное – профессионализм (знания плюс руки) не катят. Главное – наполненное сердце. Человек, с безразличием относящийся к жизни и смерти, вообще не пригоден к медицине. У Ильи душа отсутствует – он чистая оболочка.
Такие персонажи часто обладают внешним, то есть не глубинным обаянием, умеют говорить, знают правильные обороты и — болевые точки. Они – мастера комплиментов. Они – бесы имитаций.
Подозреваю, что и карьеру он сделал не работая, но беседуя, обвораживая, короче, треплясь. Но как только жизнь их сталкивает с цельными людьми, вся шелуха слетает очень быстро.
Тот же Илья с ходу не понравился нормальным ребятам – Васе и Асе. Они его тоже бесят. Мешают. Посмотрите, как герои Игоря Костолевского и Марины Дюжевой закрываются при виде Илюши. Как вариант – иронически смотрят на него.
Они «не пропускают» в себя тот сладенький яд, который впрыскивает симпатичный болтун, приехавший мириться с женой.
Самая жуткая сцена – это когда Илюша открывает шампанское в тот момент, когда все узнают, что из отеля выбросилась некая девушка.
Все в оцепенении, а этот произносит какой-то заготовленный трюизм, что, дескать, на Земле каждый час умирает 3000 человек и в полной тишине наливает себе полный бокал. Недрогнувшей рукой.