Сразу оговорюсь – я буду обсуждать фильм, а не повесть, в которой мама уже умерла, и все диалоги бешено вертятся «в голове» у Танечки – жуткий, но, увы, жизненный случай — отсутствие полноценной сепарации даже после смерти родителей.
В киноверсии мама, слава Богу, жива и часто навещает свою непутёвую доченьку-москвичку. Маман при науке, подтянутая и моложавая. Железная леди. Очень любит своё дитятко!
Кстати, мы так и не узнаем её имени – так что она мама, мамочка, маман, маменька. Рядом с ней Татьяна Николаевна смотрится какой-то квашнёй и растеряхой. Именно так – рядом с ней.
С металлической муттер, которая всегда руководила этой «глупенькой девочкой», не умеющей себя держать. И не умеющей выбирать. Танечка меркам той эпохи уже тётенька (это сейчас 30 лет – всё ещё девочки-припевочки), но её, тем не менее, продолжает воспитывать строгая мать.
Она делает замечания, сетует, лезет с сентенциями. В самом начале показывают, что Танечка могла бы стать актрисой, но не стала. В повести этой линии отведено больше места.
Да, у неё были неудачи, но, как правильно говорит подруга: у кого их не бывает? Но потом встревает мама: нет, Таня правильно сделала, что ушла в школу. Знаю эти разговоры про верный кусок хлеба и достойную профессию. У супер-хороших мам почему-то всегда несчастные дети!
Там есть и другой примечательный диалог – когда маменька вкушает бутерброд с джемом, а Танечка вспоминает о Коле Рыженьком, из-за разрыва с которым по факту до сих пор не складывается личная жизнь.
Заметьте – мама произносит ключевую фразу: «Ну и выходила бы!» Дескать, хотела бы – ну, и шла бы в 17 лет за Рыженького. Будто бы не знала, что её дочь связана по рукам и ногам, послушная детка и никогда не пошла бы против воли матери.
Далее, мама постоянно указывает, что часики-то тикают и «природу нельзя обмануть – она за это мстит». Такие мамы часто любят снять с себя ответственность за неудачи подвластных (sic!) дочерей.
Сначала едят поедом, что «какой-то Рыженький» и даже «нельзя быть Рыженькой», и о целях бытия, а потом – лет через 10-15 – про «часики» и «ну, и выходила бы». Мама при всём её аристократическом благодушии, в постоянном недовольстве.
Теперь она активно желает, чтобы Таня родила ей внуков, хоть от первого встречного, о чём напрямую вещает. Дочь иронически-весело, но как-то устало отвечает, что идёт искать первого встречного.
У требовательно-жёстких, но при этом – красивых, обаятельных мам всегда вырастают инфантильные дочери, глядящие на родительниц, как на божества. Танечка – не исключение.
Кстати, за доктора Мишу она не хочет замуж, потому что он – такой же привлекательный диктатор, как и мать. Неслучайно Миша понравился своей несостоявшейся тёще. Но Татьяне как бы уже хватит.
Лучше уж старая дева с котёнком, как она сама себя назвала… Когда в разборах обсуждают учительницу, точнее её иррациональное нежелание быть супругой, то всегда забывают о семейной истории, о том, что именуется бэкграундом, а он там не самый светлый…