Такая история произошла с фильмом Алексея Германа-старшего «Проверка на дорогах», который был готов в 1971 году, а в кинотеатрах его показали только в апреле 1986 года. И только в 1988 году Герман получил за него премию.
15 лет на полке не гарантии того, что кино дойдет до зрителя, это непростое испытания для режиссера. К тому же «Проверка на дорогах» стала первым полнометражным фильмом этого режиссера.
Герман снял свой фильм по сценарию Эдуарда Володарского, который тот написал на основе военной прозы отца Алексея Юрьевича – фронтовика Юрия Германа.
Помните сцену, где по реке безмолвно плывут наши пленные на барже – у всех одинаковая стрижка, обреченные лица. Командир партизанского отряда Локотков до войны работал сельским участковым, этот герой в исполнении Ролана Быкова отказывает взорвать над баржей мост, потому что там люди. Наши люди.
Тут у каждого своя правда. У Локоткова, у политрука Петушкова, которого сыграл Анатолий Солоницын, у партизана Соломина в исполнении Олега Борисова, и даже у красноармейца Лазарева (Владимир Заманский), которого они ненавидят за то, что он попал в плен, служил у немцев, и теперь готового на все, чтобы искупить свое предательство.
Этот фильм в западных странах восприняли, как киноленту, снятую диссидентом. Но Герман вовсе не собирался спорить с властью. Он стремился раскрыть в фильме вопрос веры человека в человека.
Локотков, который становится нравственным центром фильма, видит. Что искупающего вину бывшего предателя Лазарева все равно убьют свои, и говорит: «Скотство это. Не по-человечески». Он призывает не судить ближнего.
И, вроде бы нет в этом фильме антисоветских идей. Но после чехословацких событий 1968 года власть стала проявлять осторожность. Цензоры стали куда строже, чем до этого. И Алексея Юрьевича Германа обвинили в антисоветчине, в абстрактном гуманизме, и в искажении образа русского солдата.
От коллективов трудящихся в Госкино даже организовали «письма протеста», а чиновники пообещали, что фильм окажется на полке навсегда.
Алексей Герман мог пойти на компромисс, переделать кино. Но он на компромиссы с властью не шел, не снимал в угоду начальству. Следующий фильм «Двадцать дней без войны» режиссеру помог пробить Константин Симонов.