У Эльдара Рязанова есть триумфы — «Ирония судьбы», «Служебный роман» и даже ранняя «Карнавальная ночь», где ещё совсем не чувствуется почерк будущего комедиографа, но есть смысл и — творческая радость.
А есть провалы и я говорю не о позднеперетроечной усталости, переходящей в трэш, но о фильме, который мог бы получиться, но — провалился.
«О бедном гусаре замолвите слово»…» (1980) — одна из самых неудачных комедий, причём, нельзя сказать, что Рязанов плохо справлялся с отображением «костюмных» времён — более поздний «Жестокий романс» полностью гениален. Почему же не получился «Бедный гусар», точнее — слово о нём?
1. Если посмотреть основную линию картины — здесь явно прослеживается попытка высмеять «особые отделы» и вообще власть — в лице Мерзляева (рязановский король кадра — Олег Басилашвили). У Рязанова этот жанр, именуемый «фигой в кармане», получился по-дилетантски дурно.
Его стезя — лирические комедии или же социальные драмы (та же «Дорогая Елена Сергеевна» — довольное мощное, жестокое зрелище). А вот это подтрунивание над современным ему Совдепом, используя намёки — это не Рязанов.
Это — Марк Захаров. Тот бы сделал из этой истории феерическую вещь, оставив на съёмочной площадке, разве что Евгения Леонова. Да! Кто был сценаристом Бедного Гусара? Так Григорий Горин — соавтор именно Захарова, в том числе — в Ленкоме. Неудивительно, что сценарий Горина плохо сочетался с рязановским почерком.
Тут нужна буффонада и динамика, а ещё — бодрая, тревожная музыка (Гладкова, а не Петрова!). Но нет. Ощущение, что Рязанову было скучно это снимать, а прекрасным актёрам — выдавливать реплики. Тут все фигуранты — будто лишние.
2. Фильм не отвечает заявленному жанру — ибо он не смешной. Пара-тройка не рязановских, а придурковатых шуток, вроде сцены с тортом или со стрелой, — они могли бы насмешить ребёнка. Замахнувшись на эстетное повествование о власти, любви и предательстве, Рязанов, сделал скучнейшую мешанину из образов, шляпок и видов.
Безусловно, Олег Басилашвили — недурен в маске подлеца, а Георгий Бурков — в роли …самого себя из прочих фильмов Рязанова. Остальные же — тускловатые статисты. Даже великий Леонов. В каждой из сцен — утомление, в том числе и для зрителя.
История кажется невнятной и затянутой. Вопль: «Палачи! Сатрапы!» Что-то там ещё посреди леса. Какого-то актёра пытаются то ли расстрелять, то ли — спасти, а в результате — всё кончается тем, что из фамилии Мерзляев «вдруг исчезла буква Л». У положительных персонажей — тоже не фонтан.
Не судьба. Транслируется какая-то пустота и — конечность. Но весь ужас в том, что эту комедию очень ждали — премьера, назначенная на вечер 1 января, всегда таила в себе праздничный фейерверк. Но вышла — тускловатая агитка с неумелой критикой особых поручений.