Юрий Беляев в фильме «Графиня де Монсоро»: безжалостный хищник, или запутавшийся в страстях человек?

Я уже как-то писала об отечественной многосерийной экранизации Александра Дюма 1997 года «Графиня де Монсоро».

Фильм этот до сих пор любят многие зрители. И немалая заслуга в том актеров, в нем занятых. Многие из них играют совершенно в соответствии со школой Станиславского. Так, что веришь безоговорочно. И один из лучших – Юрий Беляев, сыгравший графа Бриана де Монсоро.

Вообще, Юрий Беляев – талантливый, узнаваемый актер. Сниматься начал еще в 70-е., на его счету – десятки ролей. А вот граф де Монсоро – одна из лучших.

На первый взгляд, Юрий Беляев создает образ вполне таким, каким он предстает на страницах романа А. Дюма. Да и во французской экранизации 1971г. тоже. А именно, типаж крайне неприятный.

Прежде всего, граф де Монсоро – карьерист и честолюбец: ради престижной должности королевского ловчего и, вообще, для собственной выгоды готов пойти на любую подлость. Вплоть до государственной измены.

Да и, вообще, подлости – дело для него привычное. Стоит только вспомнить, какие вероломные интриги он плетет, чтоб жениться на прекрасной Диане: обманывает ее отца, предает своего сюзерена, принца Анжуйского, саму девушку подло похищает, держит буквально взаперти.

По натуре Монсоро – безжалостный хищник. Символичен эпизод убийства любимой лани Дианы. Вроде бы и обычный факт на охоте, а смысл зловещий и очень символичный, выявляющий кровожадность характера Монсоро.

А уж ревнивец Монсоро – так, вообще, каких поискать! За каждым шагом несчастной Дианы следит. Даже в церковь ее иной раз не отпускает. Причем, иногда его ревность доходит до абсурда.

Вспомните уморительный эпизод, когда он, будучи раненым, заставляет слуг втащить себя на носилках в узкую дверь часовни, чтоб удостовериться: его супруга молится в одиночестве, и подле нее нет поклонника.

Ну, и, конечно, окончательно клеймо злодея прирастает к нему в финале, когда Монсоро с шайкой наемников выслеживает влюбленного Бюсси и устраивает форменную бойню…

Вот такого негодяя, мерзкого, отвратительного субъекта и играет Юрий Беляев. Однако все не просто. Если зритель внимателен, то увидит, что Монсоро в исполнении Юрия Беляева несколько все же отличается от канонического злодея.

Есть в нем черты, если не облагораживающие его, то, по крайней мере, внушающие к нему какое-то подобие сочувствия.

Прежде всего, нельзя не обратить внимание, что Монсоро с фанатичным самозабвением влюблен в свою юную жену. Конечно, кто-то скажет, что любовь эта, скорее, уродлива. И будет прав. Поскольку Монсоро средств к достижению цели своей не выбирает.

Да и вовсе не считается он с чувствами своей жены, которую, по сути, принудил к постылому браку. Что поделать! Монсоро действует и размышляет абсолютно в духе своего времени:

«Моя жена принадлежит мне, как моя земля. Никто не может у меня ее отобрать, никто, даже сам король. Я пожелал эту женщину, и я ее взял».

И все же при этом в глубине души он жаждет любви Дианы. Поэтому и порой заискивающе заглядывает ей глаза, как будто моля о нежности и ласке. Это длится всего мгновение, но не заметить этого невозможно.

Вообще, Бриан де Монсоро в исполнении Юрия Беляева – очень одинокий человек. Иногда кажется, что он сам – загнанный охотниками зверь. Ведь нет того, кто бы его любил.

Над ним насмехаются, его ненавидят, даже не зная лично, просто услышав имя. Стоит вспомнить первые серии, где Монсоро – просто притча во языцех у Бюсси и его друзей.

Попытка Монсоро вырваться из порочного круга одиночества – это не только история с Дианой. Это еще и история дружбы с Бюсси. Помните, ведь почти до конца фильма Монсоро и не ведает, что любезный красавчик Бюсси и есть предатель, соблазнитель жены.

Не ведает и относится к нему с искренней симпатией друга. И, между прочим, готовя западню Бюсси, Монсоро прекрасно понимает, что это ловушка и для него, что сам он живым из нее не выберется.

А, может, того ему и надо. Ведь он не справился с ролью ловчего, не поймал свою любовь, и, скорее, сам попал в ловушку собственного тщеславия и самонадеянности. Запутался в силках своих страстей.

Вот такой сложный и весьма неоднозначный образ удалось создать Юрию Беляеву.

И недаром актер получил за эту роль Главный приз на кинофестивале «Созвездие-97».

Оцените статью
Юрий Беляев в фильме «Графиня де Монсоро»: безжалостный хищник, или запутавшийся в страстях человек?
«Ее мало кто помнит в молодости, а она была эффектной актрисой»: Анне Фроловцевой уже 73, роли, счастливый брак, нынешняя жизнь