«Девушка без адреса» — девушка без тормозов

Общеизвестно, что Эльдар Рязанов считал «Девушку без адреса» (1957) своей неудачей, хотя, фильм до сих пор любят и смотрят. А какие там великие комики снялись – Эраст Гарин, Сергей Филиппов, Рина Зелёная!

Даже Зоя Фёдорова блеснула в острохарактерной роли. А какая там Москва, да ещё с высоты! Даже, если основная линия вышла не очень, то всё вышеперечисленное с лихвой окупает сюжетные или ещё какие-нибудь огрехи.

К слову, мне эта комедия нравится чуть больше «Карнавальной ночи» (1956), ибо фильмы-концерты, где самое главное – показать песню, а фабула – просто стержень, не так увлекательны, как приключения, в коих музыка — фон.

«Девушка без адреса» интересна своими поворотами и московскими видами, да и музыкальные моменты лишь встроены, а не превалируют. Но сегодня мы поговорим о самой девушке – о Кате Ивановой, у которой нет адреса.

Да, кто сказал, что она – положительная? Конечно, по сравнению с той «барыней», что наняла Катю домработницей или рядом с бездельниками да бюрократами, она – положительная. В социальном смысле – да.

Но в общечеловеческом? Если в двух словах, то выходит, что ничего из себя не представляющая девица на протяжении всей кинокартины читает мораль всем встречным. Безусловно, чаще всего она права, как гражданка.

Короткие платформы, курящие в купе мужчины, плохо работающий или вовсе не работающий лифт, «лишние» конторы, тормозящие процесс – это очень плохо. Но всё критикуется с таким напором, что …лучше бы она молчала.

Фонтан красноречия. При этом, сама Катя – не такой уж ценный персонаж. Говорится, что у неё 7 классов образования и даже в «вечёрку» не пошла. 7 классов в 1950-х – это обязательный минимум, ниже которого было невозможно упасть.

Далее она постоянно меняла места работы, где оказывалась неудобной персоной. Ценные кадры, даже с «неуживчивостью характера» никто не выжимал из коллектива. Кем она может быть? Заменяемой разнорабочей.

Таких Катюш везде навалом. Чем она решила заняться? Поступить в актрисы! С 7 классами? Но заметим, что отбракованная всего лишь гардеробщиком театра оперетты, Катя просто поплакала и оставила все попытки «найти себя в искусстве».

Ещё раз повторю – её счёл посредственностью не тенор и не преподавательница сценической речи, но служащий гардероба.

То есть у Кати никаких целей не было и нет. Потом она перебегает с места на место, попадая ещё и в дом моделей, точнее в экспериментальное ателье, откуда выбегает в казённом платье, увидев героя Николая Рыбникова.

За это чудо а-ля Диор несли ответственность сразу несколько человек, о которых «девушка без адреса», точнее без тормозов, не думала.

Она вообще мало думает – просто несётся в пространство, сбивая всё на своём пути. Легко меняет места работы и места жительства, начисто лишена эмпатии, и потому – страшно утомляет. С такими заскоками ей надо быть, по меньшей мере, гением или хотя бы кем-то значительным.

Я не думаю, что её совместная жизнь с Пашей Гусаровым будет счастливой. Она примется орать по любому поводу, а он …потерпит для начала, а потом найдёт себе Катю поспокойнее.

Оцените статью