Больше того, супер-правильность Горбункова не бросается в глаза. Она не плакатная. Она – обыденная и скромная. «Когда страна прикажет быть героем – у нас героем становится любой», — пелось в популярной песенке 1930-х – к слову, тоже из комедии.
Смотрите! Горбунков – фронтовик. Всем памятна фраза насчёт оружия, которого тот не держал с войны. Затем, он – выездной за рубеж, в том числе в капиталистические страны — в Стамбул – город контрастов и так далее.
Это сейчас в круизе может оказаться, кто угодно – только заплати, а в те годы за границу пускали очень проверенных людей – после череды собеседований. Предпочтение отдавалось членам КПСС, разумеется.
В этой связи ещё более увлекательной становится личность Геши Козодоева, точнее — Шефа, у которого потрясающие связи, раз его человечка пустили в такое плавание – манекенщиков-эстетов советская власть не очень-то жаловала.
Далее – Горбунков старший экономист в организации «Гипрорыба». Это не выдумка – это реальное учреждение — Государственный институт по проектированию и реконструкции предприятий рыбной промышленности…
А если учесть, рыбная промышленность была в СССР одним из «каналов» получения валюты, считать Горбункова «скромным служащим» как-то не приходится, а он ещё и старший экономист. Он сделал неплохую карьеру. Далее?
Он примерный семьянин и отец двоих детей. Возникает пикантный вопрос — насчёт Анны Сергеевны? Юрий Никулин сыграл столь тонко, что становится ясным – она ему, разумеется, очень понравилась, но изменить жене он не смог бы. Возможно, реальный старший экономист конкретной «Гипрорыбы» и стал бы, но не Горбунков.
Но самое главное – он жертвует своей жизнью, когда соглашается быть «приманкой» для контрабандистов. Это только кажется весёлой авантюрой – немолодой человек постоянно испытывал стресс на протяжении долгого времени – там прошло не три дня.
Даже и три дня – это испытание. Ему надо было не просто «носить» руку, но и делать вид, что у него закрытый перелом. И так носить маску, чтобы Геша ничего не заподозрил. Это уровень …разведчика. Но Штирлицу полагалось вживаться в среду – а Горбункову?
Да он совершил сверх-подвиг, ибо он (подвиг) не входил в его прямые обязанности. В советском кино такое встречалось, например, в детективе «Мёртвый сезон» (1968) или в комедии «Джентльмены удачи» (1971).
Люди, не связанные с разведкой и уголовным сыском, подключались к процессу. Как настоящие советские люди. И даже в игровой форме нам говорилось: каждый может и – должен стать помощником милиции. Ну, и других компетентных органов.
В общем, Горбунков — эталон. Почти. Ибо любит выпить. Он не пьяница — он именно любит. Хотя, с другой стороны — даже в состоянии алкогольного недоумения, Семён Семёныч становится не агрессивным, а смешным и безбашенным.
Доводилось читать, что это — хороший признак. А ещё он не злой — другой бы мужик вытолкал наглую управдомшу за дверь.