«Похороните меня за плинтусом»: а вот такую бабушку встретишь нечасто, или одна из лучших ролей Светланы Крючковой

Фильм «Похороните меня за плинтусом», снятый по мотивам одноимённой повести Павла Санаева, вышел на экраны в конце 2009г.

В основе сюжета фильма (как и книги) – реальные судьбы знаменитых советских актеров.

Павел Санаев, описавший эту драматическую историю, – из знаменитой актерской семьи: дедушка по материнской линии – актёр Всеволод Санаев, мать – актриса Елена Санаева.

А вот сама это автобиографичная книга посвящена отчиму – знаменитому актеру и режиссеру Ролану Быкову.

«Похороните меня за плинтусом» – произведение, как сейчас говорят, выводящее из зоны комфорта, а иной раз попросту шокирующее.

Дело в том, что автор описывает свое непростое детство. Когда он, десятилетний мальчик, стал настоящим яблоком раздора своей матери и бабушки. Из-за него велась семейная война.

Нового мужа Елены Санаевой ее родители совершенно не выносили и мальчика в семью его матери и отчима не отпускали. Инициатором этого конфликта была бабушка. Нина Антоновна (так ее зовут в книге и в фильме) –женщина, мягко говоря, незаурядная. Таких бабушек в литературе (да и в кино) встретишь нечасто.

Нина Антоновна – бабушка-манипулятор. Заботливая по отношению к внуку до абсурда и назойливости. Чья слепая любовь похожа на стремительную снежную лавину, сметающую все на своем пути.

Бабушка-тиран, диктующая свои условия независимо от здравого смысла: например, не позволяет внуку видеться с матерью, навязывает ему несуществующие болезни, в школу даже не разрешает ходить.

И в то же время это буйная и разнузданная особа, которая может и словцом крепким припечатать (в том числе и любимого внука), и драку затеять, не говоря уже о банальном скандале….

И вот выходит фильм «Похороните меня за плинтусом». И эту самую неуравновешенную, местами экзальтированную пожилую женщину играет народная артистка России Светлана Крючкова.

Между прочим, Светлану Крючкову не сразу утвердили. Вначале на роль бабушки претендовали Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Санаева и Эра Зиганшина.

И все же режиссер фильма Сергей Снежкин выбрал Светлану Крючкова. И фильм «Похороните меня за плинтусом» стал бенефисом актрисы. Она, кстати, получила в 2009 г. на Московском кинофестивале главный приз за эту роль.

Многие, посмотрев фильм «Похороните меня за плинтусом», обвиняли режиссера и актрису в сгущении красок. Нина Антоновна и в книге-то особа не слишком уравновешенная и миролюбивая. Но чтобы так….

Иной раз героиня Крючковой, даже внешне гипертрофированно отталкивающая, напоминает то ли монстра, то ли женщину с психическим заболеванием.

А всему виной то, что часть отснятого кино-материала, по воле продюсеров, попросту не вошла в фильм. А ведь в некоторых значимых эпизодах Нина Антоновна представала не просто истеричной, близкой к сумасшествию старухой, но глубоко несчастной, трогательно любящей женщиной.

На это обстоятельство не раз в своих интервью обращала внимание Светлана Крючкова.

«Часть сыгранного по воле продюсеров не вошла в фильм. Некоторые сцены убрали неправомерно. Там были очень нежные сцены, где бабушка не только кричит. Например, вырезали эпизод, в котором дед ее толкает, она падает, ее лицо все в крови.

И после этого она набирает номер друга деда и говорит: “Позови его, скажи, что я жить без него могу».

А ведь актриса, как и все ее коллеги советской школы, очень тщательно готовилась к роли. Знала наизусть не только сценарий фильма, но и саму повесть. Терпеливо прорабатывала сложный образ своей героини, искала мотивации ее поступков.

В понимании Крючковой Нина Антоновна – образ трагический. У этой женщины за спиной немало жизненных испытаний: война, потеря ребенка, несбывшиеся мечты об актерской профессии.

Главное, чем она живет – любовь к близким. Но эти самые близкие не очень-то ценят ее любовь и не слишком нуждаются в ней. И вот, возможно, из-за нерастраченности чувств да еще и под гнетом пережитых потерь и является миру эта неоднозначная, иной раз малоприятная женщина.

Светлана Крючкова признается во многих интервью, что работа над ролью Нины Антоновны далась ей нелегко.

«Это было очень тяжелое вживание. Один из режиссеров даже мне сказал: «Светлана Николаевна перевоплощается на клеточном уровне». Я совершенно по-другому начала ходить, разговаривать».

Актриса вспоминает, что во время работы над образом она и дома с близкими себя вела, как неуравновешенная бабушка из фильма:

«Я с нетерпением ждала окончания съемок, чтобы освободиться от своей Нины Антоновны. Существовать с таким накалом чувств, держать внутри себя такого человека безумно тяжело.

Я сама еле-еле выдержала мощь своей героини и не понимаю, как это выдержали мой муж и мой сын. Ведь, пока во мне жила эта бабушка, я была совершенно невыносима».

А в одной сцене и вовсе актрисе пришлось восемь раз… ложиться в гроб на улице, потому что сцену эту не могли снять с первого дубля. А ведь это не просто так. Тем более для актрисы уже немолодого возраста. И немудрено, что после всего этого от морального и физического перенапряжения Крючкова попала в больницу.

А вот с юным актером Сашей Дробитько, который играл внука, Сашу Савельева, у Светланы Крючковой сложились очень хорошие отношения. Настолько дружественные, что режиссер советовал актрисе вести себя более холодно с мальчиком. Ведь по фильму в отношении к бабушке у Саше должно быть немало негатива…

Что говорить, Светлана Крючкова оказалась невероятно убедительна в этой сложной роли. После просмотра фильма «Похороните меня за плинтусом» невестка Светланы Крючковой призналась, что никогда не отдала бы своего ребенка такой бабушке.

А зрители уж точно были шокированы этой героиней. А некоторые также призадумались о собственных семейных отношениях и о своих близких. А это, наверное, главное.

Оцените статью
«Похороните меня за плинтусом»: а вот такую бабушку встретишь нечасто, или одна из лучших ролей Светланы Крючковой
«Старший сын» — недооценённый советский фильм с Караченцовым, Леоновым и Боярским