Но такие дамы кровушки из педагогического состава много выпивали. Из учеников – тоже. Изумительно сыгранная злость под плохо приклеенной маской благодушия. У нас была хорошая директриса, а вот в одной из соседних школ примерно такая же.
Сыграла эту гранд-даму отличная провинциальная актриса Антонина Вольская. (К слову, Россия всегда славилась провинциальными театрами, но, увы, их корифеи не всегда известны широкой публике).
Вольская играла всю театральную классику – и Александра Островского, и Антона Чехова, а тут столичный-популярный Ролан Быков предложил сняться в кино.
А он барахло в свои проекты не брал. Крохотный эпизод, а как сделано! Тут вся суть этой школьной начальницы, ненавидящей весь мир, а уж своих подопечных – тем более. Улыбка настолько вынужденная, что её нет сил «держать». Вот-вот вырвется оскал.
В этом фильме нет случайных персонажей и просто так сделанных кадров. Эта директриса – некий символ «нехорошего места», куда попала Лена Бессольцева. Если шире – символ вечно-осеннего городка.
Есть такие локации в кино, как город Зеро, где вообще невозможно представить буйное лето и ядрёную зиму. Только хмурое межсезонье, наступающее, как «день сурка». Такая же осенняя муть в «Полетах во сне и наяву» (1982), но там есть хоть какой-то проблеск надежды, а тут – вечный морок.
Железная Кнопка в одном из диалогов сказала о своей маме, что той важно, чтобы «всё шито-крыто», а ей, Кнопке это сугубо противно. Вот ровно такая же эта директор. Наверняка, берёт грамоты и премии за отличную организацию учебного процесса.
И, я уверена, в той школе, находящейся в здании бывшей гимназии (потрясающе красивое здание) с показателями всё – великолепно. Тут вообще нет дела, чем живут детки из клетки, как назвала свой дивный класс девочка Мариша.
Ещё меньше интересуется своими шестиклассниками училка Маргарита Ивановна, которую ребятки давным-давно не уважают, а она ими попросту тяготится. Вы заметили, с каким довольным видом она слиняла в Москву без навязанного ей «выводка»?
Как хорошо, что эти подростки наказаны – их можно не брать на экскурсию, а самой встретиться с московским мужем и вдоволь побегать по магазинам. Фильм вроде как о детях, а по факту – о равнодушных взрослых.
Тот же Бессольцев-старший. Он так погрузился в своё коллекционирование, что вообще не замечал свою внучку. Был не в курсе, чем она живёт и что её тревожит. Ровно такие же «предки» у одноклассников Лены Бессольцевой. Отсюда – нравы. Отсюда – буллинг.
Судя по всему, это – норма в том классе. Наверняка, сначала вообще травили Кнопку, но она выковалась в железную. Более чем стопроцентно, пинали ту странную девочку (карлицу?), что везде таскалась за Кнопкой и её свитой.
Опять же, «слабый» Васильев и ещё всякие рыжие (в повести вместо Мариши был рыжий парень, который тут – эпизодический герой). В этом классе не упускают случая поддеть и красотку Шмакову, и авторитетную Миронову-Кнопку, и объявить очередной бойкот мажору Сомову.
Неслучайно он так сильно боялся этого. Просто панически. Хотя, Сомов мог бы одолеть любого из этих упырей. Видимо, взрослые во главе с той директрисой превратили школу в филиал ада, и его обитатели с этим свыклись.