Катя Светланы Пенкиной из фильма «Хождение по мукам»: «дыша духами и туманами…»

Я недавно писала о Даше из фильма Василия Ордынского 1977г. «Хождение по мукам». Теперь хочу несколько слов сказать о Кате.

Прежде всего, нельзя не заметить, что Катя в фильме Василия Ордынского разительно отличается от воплощения этого же образа в ранней и поздней экранизациях романа А. Н. Толстого.

Во всяком случае, и Руфина Нифонтова (версия 1957-1959гг), и Юлия Снигирь из сериала 2017г создают образы женщин в большей мере рассудочных, достаточно твердо стоящих на ногах. Складывается впечатление, что они-то способны справиться с жизненными трудностями.

***

Совсем иное дело – Катя в исполнении Светланы Пенкиной.

В статье о Даше я писала, что она является воплощением серебряного века. Это же относится и к Кате. Только еще в большей, я бы сказала, гипертрофированной степени.

По крайней мере, Дашу в жестком, принципиальном, беспощадном к инаковости мире победившей революции представить как-то можно.

А вот Катю – нет. Потому и недостоверно выглядит, по моему мнению, она в позитивном свете счастливого финала фильма.

Потому что Катя (особенно в начале фильма) – абсолютная прекрасная незнакомка блоковской ранней лирики. Смотришь на нее и вспоминаешь, восхитительные строки великого поэта: «Дыша духами и туманами,// Она садится у окна», «И шляпа с траурными перьями,//И в кольцах узкая рука».

Ее утонченный, какой-то кружевной образ весьма точно отражает женский идеал эпохи русского декаданса.

Изящная фигура, бездонные глаза, темные волосы (кстати, и эта деталь – в духе времени: среди красавиц той поры практически нельзя встретить блондинку, сие считалось не комильфо). Во всем облике – нежность, изысканность, эфемерность.

Такие женщины и, правда, были в реальности. Стоит обратить внимание на портреты начала прошлого столетия. Саломея Андронникова, Тамара Карсавина, Нина Петровская, Вера Холодная, Зинаида Гиппиус и другие.

***

Но женщина декаданса – это не только притягательная, утонченная внешность. Это и особенный характер.

Катю в исполнении Светланы Пенкиной хочется рассматривать. Ею любоваться хочется. А вот оказаться с ней рядом да еще и надолго – вряд ли.

Меланхоличная, сумрачная, часто капризная, всегда на грани нервного срыва, Катя не только очаровывает, но и утомляет. Недаром же ее так легко оставляет поэт Бессонов. А уж он-то, казалось бы, должен оценить ее богатый внутренний мир…..

Более того, Катя не лишены надменности и эгоизма. Я уже писала о том, как непозволительно ведут себя сестры Булавины по отношению к мужу Кати. А ведь именно Катя и задает тон таким отношениям.

Катя, – что называется, «вещь в себе». Всенепременно отстранённая от окружающих, от бытовых мелочей, да и от реальности самой. Она чужая, если внимательно всмотреться, не только мужу, но даже и людям, которых любит: сестре, Рощину.

Она живет в постоянном предчувствии катастрофы, постоянно с чувством вины. Ею непрестанно владеет тревога. Она постоянно страдает от чего-то А уж страдать она умеет и любит. Именно любит. Хотя сама в этом никогда себе, конечно, не признается.

В общем, еще тот типаж.

Не мудрено, что на роль Кати искали актрису целый год.

Рассказывали, что в начале режиссер обратил внимание на замечательно красивое лицо юной Пенкиной на фото. А окончательно утвердил, когда на пробах она беспомощно, совершенно по-женски расплакалась от усталости, волнения, перенапряжения.

И вот именно тогда Ордынский увидел в ней то, что хотел: растерянную женственность, искреннюю эмоциональность, очаровательную капризность.

Самое интересное, что Светлана Пенкина, одновременно и отрицала прямое сходство со своей героиней, и признавала ее влияние на свою личность:

«…по характеру я не Катя. В 20 лет я ею быть не могла. Тем не менее, Катя — это 7 лет моей жизни, с 20 до 27. Моё формирование шло под её влиянием».

А еще актриса призналась, что на съемках ей не надо было играть страдание – оно постоянно присутствовало в ее сердце. Дело в том, что у Светланы тяжело болела мама, и молодая актриса беспрестанно переживала по этому поводу.

Как бы там не было, а роль получилась. По крайней мере в фильмографии Пенкиной она лучшая. Да и зрители до сих пор помнят яркую, неповторимую Катю из замечательного фильма «Хождение по мукам».

Оцените статью
Катя Светланы Пенкиной из фильма «Хождение по мукам»: «дыша духами и туманами…»
Это только кажется, что прелестная Кристина Орбакайте сыграла лишь в фильмах: «Чучело» и «Гардемаринах»