«Девушка спешит на свидание» (1936) – лёгкая и милая комедия из тех, что называют «комедиями положений».
Хотя, если честно, я бы не хотела оказаться на месте героев. Итак, середина 1930-х и панорама столицы – в те годы уже начал реализовываться сталинский план по реконструкции Москвы, и в кино всё чаще показывали обновлённый центр. Толпы нарядных граждан, магазины с сияющими витринами, фасады станций метро.
Перед нами – респектабельная пара, садящаяся в авто. Это – молодой учёный Фёдоров со своей супругой. Они симпатичны, подтянуты, одеты скромно и при этом – дорого, что очень заметно.
Декорации меняются, и мы видим совсем другой стиль жизни – полного мужчину и ещё более крупную женщину в ярком, судя по всему, крепдешиновом платье. Они едут на извозчике. Это – служащий некоей конторы «Москусткожремобувь» и его ревнивая мадам.
Да. В тогдашней Москве ещё бытовал конный транспорт, и песенка Леонида Утёсова о старом «лихаче», который ездит на метро от Сокольников до Парка Культуры, чтобы запрягать свою лошадку, не являлась поэтическим преувеличением.
В 1930-х считалось, что услугами извозчиков пользуются люди отсталые да старорежимные по духу. Кроме того, Гуровы – толстяки, а в СССР 1920-1930-х был распространён особый вариант фэтшейминга.
Если в двух словах — толстяк воспринимался, как …социально-чуждый элемент, а буржуя всегда рисовали с пузом, хотя Interbellum породил общемировую моду на спортивную стройность, и американские богачи вовсе не стремились к отращиванию животов.
Итак, оба-два — Фёдоров и Гуров забывают паспорта, и жёны бегут на почтамт, чтобы отправить документы авиапочтой…
И вот тут начинается классическое: девочка всё перепутала. Та самая девушка (хорошенькая и смешная Мария Барабанова), что спешила на свидание, по ошибке вложила в конверт Гурова – паспорт Фёдорова.
И – наоборот. Тот редкий случай, когда безымянная, эпизодическая героиня становится главной действующей фигурой сюжета, а её действие выносится в название фильма.
Героев ждут забавные и даже головокружительные приключения! Любопытная деталь – Гуров довольно быстро ориентируется и, не имея возможности получить блага по чужому паспорту, начинает зарабатывать денежку услугами особого рода – он заменяет отдыхающих в санаториях на процедурах, пока те веселятся и крутят романы.
Так, Гуров за 5 рублей соглашается на душ Шарко, а вот велотренажёр стоит подороже.
Профессор Фёдоров, напротив, страшно теряется и делает бесконечные глупости, попадая впросак. Увы и ах – интеллектуалы часто бывают бессильны перед экстремальными условиями.
Хотя, и он не растерялся, устроившись в гостинице под фамилией Гурова, а не остался на лавочке. В финале всё, конечно же, встало на свои места, но всем героям, включая их жён, довелось много понервничать.
В этом фильме прекрасно всё – от типажей до музыки Исаака Дунаевского. Но главное – это какая-то особая атмосфера 1930-х годов с этим бескрайним солнцем и белыми одеждами.
Тогда мужчины, вне зависимости от комплекции, носили яростно-белые (именно так!) брюки в сочетании с белыми туфлями. Эпоха, благоволившая к свету и безоблачности. Эти люди словно бы напитывались солнцем перед тем, как вступить в битву за будущее…