Сама деревенская, однако, ни на секунду не забывает, что училась в Ленинграде, и вообще — на голову выше всех этих пейзан. Глечикова и в телогрейке — городская-шикарная, а Матвей полюбил её за эту рафинированность.
Вместе с тем, я полагаю, что она не покинула родное Пеньково совсем по иным причинам. Не из-за желания снова разбивать семью Морозовых! В повести Сергея Антонова, по которой был снят фильм, есть строки о том, что девушка искренне полюбила землю предков и так далее.
Оно чётко гласило, что “…молодые специалисты, окончившие высшие и средние специальные заведения, обязаны проработать в определенных пунктах непосредственно на производстве в соответствии с назначением министерства (ведомства) не менее 3-х лет”.
В отношении деревенских ребят и девчат было правило — они могли вернуться в свои же колхозы и совхозы, на моторо-тракторные станции и так далее. Некоторые учились по направлениям, дававшимся председателем.
Так создавались образованные и при том — местные кадры. Они знали среду, почву, климат, людей. Тоня Глечикова и должна была отработать в указанном месте три положенных года.
На момент казуса с Алевтиной и суда над Матвеем прошёл примерно год, а может чуть меньше (свадьба и беременность Ларисы — примерный временной ориентир).
В финале мы видим, как Матвей возвращается в Пеньково, отсидев по статье 147 УК РСФСР 1926 года (новый УК приняли только в 1960 году, а повесть и фильм — это вторая половина 1950-х).
Закон говорит о том, что “…насильственное незаконное лишение кого-либо свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или сопровождавшееся причинением ему физических страданий, карается лишением свободы на срок до двух лет”.
Запереть старую тётку в ледяном погребе — это оно и есть, а вовсе не хулиганство, как было в одном видео-разборе. Другое дело, что побуждения ему припаяли именно хулиганские, а не из мести за противоправное поведение потерпевшей.
Так как обе дамы — молчали, то суд увидел ясную картину — шебутной мужик поиздевался над местной горгульей. Ещё момент — какая бы Тоня не была противная, она сознаёт, что вся каша заварилась из-за её пошловатых влечений к чужому супругу.
Поэтому ей нужно было дождаться Морозова; убедиться, что он — жив-здоров, а потом собрать чемоданы и отчалить. Три года на исходе. Да, в повести и в кино — открытый финал. Однако вопрос был иной: почему не уехала до сих пор, то есть зачем ждала Матвея? Оказывается, не только в нём дело.