И как это Высоцкому разрешили «погибнуть»сразу в двух картинах к 50-летию Революции?

Вот, всё же, интересные это были товарищи, чиновники от советского кино. Вот как можно было режиссёру неоднозначного фильма 1966 года «Республика ШКИД», Геннадию Полоке, доверить ответственную картину к 50-летию Великой Октябрьской революции.

Вот неугомонный попиратель всех советских киноустоев и решил «возродить традиции театра и кино первых лет революции, т.е. традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений… .

Самое интересное, что если бы обескураженное начальство «закрыло глаза» на эту «революционную буффонаду» и выпустила «Интервенцию» в широкий прокат, то эта лихая лента с участием Высоцкого могла бы целый год собирать полные залы.

Но «увиденное невиданное безобразие» под новым названием «Величие и падение дома Ксидиас», настолько ужаснуло «властителей дум», что фильм «положили на полку» до 1987 года, когда он был уже никому особо то и не интересен.

Вообще, если сегодня посмотреть это кино, то стилевое решение смелого Полоки покажется весьма странным. Но вот у знатоков театра им. Мейерхольда, да и ранних спектаклей «Таганки», все эти «ужимки и прыжки» не вызовут некого недоумения.

Однако, на что рассчитывал сам режиссёр, к тому же на год «пропустивший само 50-летие», не очень то и понятно. Как ни печально, но пламенный герой Высоцкого, товарищ Бродский, он же Мишель Воронов, в окончании истории гибнет. Дело происходит в Одессе в 1919 году.

Кому-то это покажется заведомой авантюрой, но год спустя молодой амбициозный Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снова решился снять героико-приключенческий музыкальный фильм, и опять-таки в городе Одессе, правда, уже 1910-го года.

И вновь в главной роли Высоцкий, сыгравший здесь «музыкального подпольщика» по-имени Николя Бенгальский. В течение действия всей картины он лихо распевает различные куплеты в местном варьете.

Вот и поднаторевший на «одесской теме» масштабный Ефим Копелян, появился и в этой картине. Правда, если в «Интервенции» этот ленинградский актёр сыграл криминального авторитета по имени Филипп, то в «Опасных гастролях» Ефим Захарович уже предстал шефом жандармов — Иваном Тариэловичем Бобруйским-Думбадзе.

Поначалу в сценарии говорилось, что заговорщики будут тайно переправлять оружие. Но начальство, прикинув все за и против, настояло, чтобы это была революционная литература.

Правда, сам Юнгвальд-Хилькевич пытался сослаться на записки Александры Коллонтай, где напрямую речь шла о доставке винтовок и револьверов. Но мудрые чиновники, как бы невзначай, вспомнили о спорном участии Владимира Высоцкого, и у режиссёра сразу пропало желание что-либо утверждать.

И так как съёмки проходили на Одесской киностудии, то вместо утверждённой Георгием актрисы, на главную женскую роль определили симпатичную Лионеллу Пырьеву. Так же в этом фильме снялся и популярнейший Георгий Юматов.

Правда, и в этот раз герою Высоцкого пришлось погибнуть. Получив несколько пуль от раненного «Ефима Копеляна», мужчины вместе сгорают за кулисами варьете.

Фильм был встречен официальными критиками крайне враждебно: «святое дело революции» в головах номенклатурных партийных работников не совмещалось с канканом и эстрадными куплетами.

«Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию»,— возмущался Дзиган на страницах журнала «Искусство кино». Правда, это не помешало «Опасным гастролям» за год проката заманить в кинотеатры почти 37 млн. зрителей.

Для сравнения, чудесный фильм «Берегись автомобиля», чуть ранее, с трудом достиг цифры в 26 миллионов.

Оцените статью
И как это Высоцкому разрешили «погибнуть»сразу в двух картинах к 50-летию Революции?
Он вживую слышал песни Высоцкого, был лично знаком с Анной Ахматовой и до 101 года выходил на сцену — Владимир Зельдин.