«Семья вурдалаков» 1990г.: кому ужастик, а кому — притча об оцепенении души

Иногда замечаю, что некоторые фильмы, которые в свое время критики разбили в пух и прах, все же прошли проверку временем.

Пример – фильм 1990г. «Семья вурдалаков». Помню, когда-то немало клеймили эту киноленту: и качество съемки ужасное, и сюжет вялый, и от литературной первоосновы рассказа А. К. Толстого мало что осталось. И, самое главное: никакой это не фильм ужасов.

И вот пересмотрела через тридцать лет и уверяю: «Семья вурдалаков» – фильм совсем даже неплохой. И вот почему.

Начнем с жанровых особенностей. Жанр «хоррор» у нас в 90-е годы, конечно, был слабо освоен (к слову сказать, он и сейчас-то в нашем кино – в зачаточном состоянии). Однако «Семья вурдалаков» – любопытный эксперимент, заслуживающий внимание.

Прежде всего, это очень атмосферный фильм. И довольно страшный. Что уже есть жанровое достоинство.

Важно то, что состояние страха достигается в этой киноленте отнюдь не спец. эффектами. Их попросту в фильме нет: видимо, не позволял бюджет, да и не были знакомы достаточно хорошо тогда наши кинематографисты с голливудскими технологиями.

Ощущение ужаса в «Семье вурдалаков» воссоздаётся темными, какими-то ускользающими красками визуальных образов, гнетущим, тревожным колоритом размытой тусклой съемки, жутковатой статичностью сцен.

Кто-то из критиков писал: «фильм завораживает своей безысходной атмосферой русской глубинки, а отечественные вампиры уж точно выглядят реалистичнее и страшнее графа Дракулы».

Лично же для меня фильм «Семья вурдалаков» привлекателен своим подтекстом. Своим нравственным посылом, который присутствует, кстати, и в произведении А.К. Толстого «Семья вурдалака».

А то, что классический сюжет представлен в фильме в декорации современности еще интересней: выявляется вневременной характер мотивов, образов и героев.

А посыл заложен в фильме такой: нет ничего страшнее оцепенения души. Потому что именно подобное состояние и делает человека легкой добычей для бед и несчастий. И заканчивается это, как правило, гибелью…

Нравственно и духовно омертвелы в фильме все.

Беззаботный, пустой и слегка циничный московский журналист Игорь (его играет актер и режиссер фильма Игорь Шавлак). Семья Якова, куда этот журналист попадает по заданию редакции, чтобы написать сюжет про сельскую старину.

Кстати, омертвелость, безжизненность странного семейства подчеркивается многими деталями: их анахронично старинной одеждой, устаревшей обстановкой дома, заброшенной старинной церковью, безлюдностью хутора.

Эти люди как будто застряли в прошлом и не хотят или не имеют сил вырваться из него. И уж, тем более, нет сил ни у братьев Георгия, Петра, ни у жены Георгия Анны противостоять той жути, что появляется в их доме в виде восставшего из могилы Якова-отца.

То, что Георгий все же пытается отомстить за своего маленького сына, ничего не меняет…

А ведь если б они очнулись от своего окаянного полусна, решились на действие: скажем, уехали с проклятого хутора в большой мир, может, и избежали б страшной беды…

Что касается главного героя, журналиста Игоря, то ведь и он безучастен. Оказавшаяся на краю гибели семья для него – предмет для наблюдений и не более. Правда, в финале, он проявляет активность, когда начинает бороться с нечистью в заброшенной церкви.

А что поделаешь – тут уж инстинкт, борьба за жизнь… И, вообще, если б не злосчастная и прекрасная Мария (в исполнении обворожительной Елены Караджовой) со своим спасительным оберегом, неизвестно что и сталось бы со столичным красавчиком…

И к финалу «Семьи вурдалаков» понимаешь: равнодушие – вовсе не свойство отдельных личностей. Оно овладело всем миром. И, может, оно-то и есть настоящий вурдалак. Потому что, в конце концов, этот самый мир и погубит.

Фильм завершается потрясающей сценой. После кошмарного морока в затерянной деревне главный герой вдруг приходит в себя: он лежит, оглушенный, едва очнувшийся, на тротуаре большого города.

Мимо него, над ним – апатичная толпа. Люди идут, его не замечая, буквально переступая через него. Никому нет дела. Никому не приходит в голову: может, нужно помочь……

Не правда ли, весьма знакомая картина? И никаких вурдалаков не надо….

Оцените статью
«Семья вурдалаков» 1990г.: кому ужастик, а кому — притча об оцепенении души
«Чистое небо»: фильм о настоящей любви, прощении и презрении в эпоху «оттепели»