Берущий за душу фильм о матери, не пережившей счастливое возвращение сына

Раритетная мелодрама «Возвращение сына» (1979) — одна из самых сильных работ Лидии Смирновой и совершенно непонятно, почему её совсем не помнят и редко упоминают, перечисляя фильмы с участием актрисы.

Сама Лидия Смирнова считала эту роль важной и ответственной, в том числе и потому, что её героиня вобрала в себя часть трагической военной истории страны.

«Сама по себе тема фильма, история, положенная в основу сценария, горькая судьба одинокой женщины, отчаявшейся вновь обрести сына, — всё это не может не волновать», —

такими словами артистка охарактеризовала ленту. Возможно, невысокая популярность «Возвращения сына» связана с тем, что снимали картину на республиканской киностудии «Казахфильм».

Но при этом заняты в ней не только казахские, но и российские актёры. Кстати, одну из ролей сыграл режиссёр Константин Воинов, с которым Лидию Смирнову связывали долгие отношения, и не только творческие.

Сценарий «Возвращение сына» написали Валентин Черных и казахский писатель Сайын Муратбеков.

Валентин Черных уже имел неплохой опыт в кинематографе, хотя главный его хит, «Москва слезам не верит» (1980), был ещё впереди. Сайын Муратбеков только начинал карьеру сценариста, и фактически «Возвращение сына» остался единственной его сильной работой.

Начинается сюжет с того, что живущая в российской деревне женщина Евдокия Михайловна Филиппова получает письмо из горной казахской деревни. Письмо это радостное: ей написал сын, которого она давно считала потерянным, но годами искала.

В войну Евдокия проводила мужа на фронт и он почти сразу погиб, она же осталась с трёхлетниым сыном Серёжей. Но нужно было поддерживать жизнь колхоза, работать сутками, поэтому мальчика она на время отдала сестре мужа, которая отправлялась в эвакуацию.

 После эвакуации следы сына потерялись. Но Евдокия всегда ждала встречи, а ведь Сергею сейчас уже 38! Женщина летит в Алма-Ату и наконец обретает сына.

Выясняется, что его с другими детьми эвакуировали в Казахстан, где

ослабевшего мальчишку приютила казахская семья. Новой матерью ему стала казашка Рабига (её муж с войны вернулся, но через несколько лет умер от ранений), и именно Рабига положила жизнь на то, чтобы вырастить Серке (это местное имя Серёжи) и четверых родных сыновей.

Сейчас Сергей — уважаемый зоотехник, его даже планируют выдвинуть в председатели совхоза. У него красавица жена, местная учительница, и пять детей. В селе Евдокию принимают как родную, её окружают новообретённые сыновья и их дети, которые тоже считают её мамой и бабушкой.

И всё бы хорошо, но изношенное сердце Евдокии не выдерживает высокогорного климата, так что ей необходимо возвращаться домой. И Рабига принимает тяжёлое, но мудрое решение:

Сергей должен ехать с матерью, чтобы теперь отдать сыновний долг и этой женщине, той, которая дала ему жизнь.

Вместе с ним и Евдокией едет и Сапар, племянник Сергея, взрослеющий юноша. В российской деревне их ждут новые люди, новые знакомства, новые обычаи.

Сергей затевает постройку большого дома для матери, ради этого из Казахстана приезжают два его брата, а к строительству подключается многочисленные родственники и односельчане Евдокии.

Снимать фильм доверили опытному казахскому режиссёру Шарипу Бейсембаеву. В кино он пришёл в начале шестидесятых, в республике был известен и популярен. Главную роль получила Лидия Смирнова. Полного взаимопонимания с режиссёром у неё не сложилось.

Актриса считала, что стоило показать, пусть и пунктиром, жизнь Евдокии до получения судьбоносного письма, всё, что ей пришлось пережить после потери мужа, а потом и сына, тоску, в которой она провела три послевоенных десятилетия.

Но режиссёр принял иное решение, и фильм начинается ровно с того момента, как Евдокия узнаёт, что сын жив.

Вторую важную роль, Рабиги, приёмной матери Сергея, отдали Бикен Римовой, именитой и уважаемой казахской кино- и театральной актрисе. Бикен Римова стала настоящим украшением ленты,

её героиня — образец восточной, женской, жизненной мудрости, это образ остаётся в памяти не меньше, чем образ Евдокии.

Сергея сыграл Виталий Гришко, тоже более известный как театральный артист.

Интересны и актёры второго плана. В образе соседа Евдокии Степаныча, сослуживца её погибшего мужа, теперь спивающегося, но, похоже, симпатизирующего Евдокии, — Константин Воинов.

Председателя колхоза сыграл Юрий Горобец, односельчан — Светлана МеньшиковаМихаил Васильев, Александр Лебедев.

В образе юной деревенской жительницы Тони, к которой у приехавшего Сапара зарождается романтическое чувство, — 17-летняя, но уже запомнившаяся актриса Евдокия Германова, совсем недавно дебютировавшая в школьной мелодраме «Розыгрыш» (1976),

а в маленькой роли её бабушки — Ирина Мурзаева.

«Возвращение сына» снимали в Казахской ССР и в Подмосковье, где в Истринском районе нашли колоритную деревню, в которой и поселили Евдокию и её односельчан. К прокату ленту подготовили в конце 1978 года, зрители увидели её в начале 1979. Лидия Смирнова, представляя ленту в журнале «Искусство кино», отметила:

«С волнением я приступила к работе ещё и потому, что для меня военная тема всегда была и, вероятно, останется темой неисчерпаемой. Сколько сложнейших жизненных проблем собрано войной в один узел. Сколько сказано войной о женском характере, о женской доле! <…>

 

И, может быть, тяжелее всего было женщине деревенской, взвалившей на свои плечи всё бремя крестьянского хозяйства, придавленной этим непосильным грузом. И всё-таки несломленной. Я вообще люблю деревню, деревенских женщин. Сколько в них порой не растраченного глубокого чувства. Как у Евдокии…».

Роль Евдокии Филипповой Лидии Смирновой бесспорно удалась. Равно как роль Рабиги удалась Бикен Римовой. Обидно, что такой по-настоящему цельный, важный и мудрый фильм оказался в забытьи. Смотреть советую однозначно.

Заодно вы вспомните, что слова «дружба народов» когда-то не казались напыщенными и смешными, что людей не делили по национальностям, в казахской деревне бегали белобрысые дети, а в российской деревне строители внимательно прислушивались к указаниям архитектора-казаха.

Особо чувствительным зрителям рекомендую держать наготове платок — в фильме много сцен, которые трогают до слёз.

Оцените статью
Берущий за душу фильм о матери, не пережившей счастливое возвращение сына
«Это не я толстая, это вы мелковаты!» — как Наталья Крачковская осадила наглого режиссёра