«В добрый час!» — о Москве и о том, что не вся золотая молодёжь — плесень

Недавно мы беседовали о фильме «Обыкновенный человек» (1956), где показан интереснейший срез нашей советской элиты, как творческой, так и научной, при том, что ясно транслировалось: наука важнее подмостков. В одном из комментариев мне предложили вспомнить ещё одну фабулу того же периода – «В добрый час!» (1956).

Этот кинофильм, снятый по пьесе Виктора Розова, также повествует о советским бомонде, Москве и золотой молодёжи, которая, к слову, была очень разная. Там были и романтики, и циники, и потребители, и трудяги. Фельетонный вариант в тексте тоже имеется!

Итак, сибирский парень Алексей прибывает в Москву, чтобы сдавать экзамены в Тимирязевскую Академию и останавливается в доме своего дяди – профессора Аверина.

Как положено, тот Пётр Аверин живёт в роскошной, двухуровневой (!) квартире* (в комментариях отметили, что это — такие антресоли), в «сталинском» доме с лепниной да пилястрами.

И даже адрес его указан – улица Чкалова. Как водится, Пётр Иванович – весь в науке, и на грешную землю спускается редко, неохотно и после крика жены: «Петя!!! Пе-тяяяя!!!», а орёт она довольно часто. Невероятно противная тётка. Из грязи — в князи, а потому — гонор. Это муж её светило, а она — без особого образования.

У Авериных – два сына, и оба, что называется, проблемные. Старший Аркадий (Олег Голубицкий) – актёр, играющий маленькие роли и потому страдающий. Творческая неудовлетворённость, психологические срывы, жажда справедливости.

Весь негатив он сливает на свою девушку Машу, но и всем окружающим время от времени достаётся. Младший Андрей (Леонид Харитонов) – балагур, шалопай и …нет, не прожигатель жизни и даже не стиляга. Просто не знает, что хочет и вообще порхает по жизни, как мотылёк.

И вот кузен-сибиряк Алексей (Леонид Давыдов — Субоч) прибывает на улицу Чкалова, где встречает холодный приём со стороны матери семейства, тётки того Алексея. Деталь: во время войны Аверины жили в Сибири у родителей Алёши целых два (!) года. Теперь же она даёт ему понять, что у них… тесно!

Повторюсь, у Авериных такие пространства, что даже сейчас, когда большинство людей имеет (или снимает) отдельные квартиры, эта «сталинка» выглядит, как хоромы, а в середине 1950-х, когда почти всё население Москвы проживало в коммуналках, это многокомнатное чудо на улице Чкалова казалось нереальным.

Этот фильм интересен тем, что в нём показана тогдашняя Москва – её проспекты, улицы, вузы. Очень тепло и уютно смотрится. Тогдашняя Москва, по маминым рассказам, была очень …доброй несмотря на то, что далеко не у всех были средства, как профессора Аверина.

Но вернёмся к коллизиям пьесы и – фильма. Мама взбесилась, что гость будет занимать «квадратные метры», а вот парни, та самая «золотая молодёжь» отлично приняли своего сибирского брата – он внёс оживление в их устоявшийся быт, встряхнул благополучное семейство, задал всем жару.

Но. Если честно, этот Алексей мне кажется чрезмерно правильным – этакий плакатный комсомолец, говорящий какими-то лозунгами, и, мне (вот правда) непонятно, почему он так нравится девушкам.

В реальности такие быстро надоедают сентенциями — внешняя привлекательность линяет, а стремление рубить с плеча начинает бесить. Да и сам герой плосковат.

А вот линии братьев Авериных, неидеальных людей, весьма интересны, а в финале парни делают очень важные шаги. Артист Аркадий наконец-то женится на Маше и принимает решение не уходить из театра, но идти к намеченной цели в виде главных ролей.

Мотылёк-Андрей, не желая занимать чьего-то места в институте, уезжает вместе с кузеном-сибиряком в его Сибирь. Твердолобо-монументальный Алексей не добрал баллов и вынужден вернуться. Но этот человек поступит всё равно — пусть и через год.

Им всем противопоставлен лощёный Вадим Развалов (Олег Анофриев, имевший к тому времени амплуа комического стиляги). Он собирается в Институт внешней торговли, чтобы мотаться потом за границу, да ещё не скрывает, что идёт в вуз по большому блату.

Замечу, что братья Аверины – такие же мальчики-мажоры, но идут своими путями. Аркадий сам поступил в театральный и теперь сам пытается пробиться в исполнители главных ролей, а младший Андрюшка не желает идти в Бауманку «по записке».

А ещё «В добрый час!» таит в себе интересные моменты, связанные с другим фильмом. Смотрите: Алексей прибывает при провинции, останавливается у дяди-профессора, хочет поступить в вуз, недобирает баллы…

В компании мажоров крутится девушка Галя, дочь швеи с фабрики, но выдаёт себя за дочку оперной примы, а потом признаётся в этом сибиряку Алексею, который этому факту только рад. Зачем врала? Чтобы тусоваться с мальчиками из крутых семей. Говорит: «Они все такие важные!»

Далее Маман Авериных восклицает: «Все едут в Москву! Как будто бы она резиновая!» Да, первая серия мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979) вся собрана из таковых деталей – в ней довольно много заимствований и аллюзий.Что касается фильма «В добрый час!», то он и сейчас смотрится отлично! Людские пороки-то всё те же.

Оцените статью
«В добрый час!» — о Москве и о том, что не вся золотая молодёжь — плесень
Фрейндлих отказали в роли, а Голубкина боялась целоваться с Яковлевым: как снимали «Гусарскую балладу»