«Гараж», общество и Малаева

Рязановский «Гараж» (1979) – одна из его сильных киноработ, но, увы, она не самая любимая у зрителей. Хотя, именно тут явлена истинная суть любого общества. Вообще – любого.

И название кооператива «Фауна», и сам НИИ, занимающийся… «охраной животных от окружающей среды», говорит о замысле – показать, что человек недалеко ушёл от пещерного предка, готового пожрать своего ближнего за место под солнцем.

Пожалуй, симпатичных людей в кадре мало. Я бы назвала троих — ветерана, затем — вальяжного сына Милосердова и, как ни странно, директрису рынка – мадам Кушакову. Есть смешные герои, типа Жениха — он долгие годы ждал некую женщину и вот она согласилась! А он тут заперт в свою первую ночь! Или – тётка с протухающим «дефицитом», который она с боем достала в гастрономе.

Откровенно неприятны лишь елейно-карамельно-ядовитая (!) мадам Еникеева да Карпухин с его агрессивным мещанством. Однако там есть персонаж, который вызывает диаметрально-противоположные чувства.

Это – героиня Лии Ахеджаковой, правдолюбивая, но как-то изумляюще прoтивная Елена Малаева. По сценарию она герпетолог, специалист по крокодилам, змеям да ящерицам.

Да, кому-то она кажется лучом света в тёмном, то бишь – зверином царстве, а кому-то – злобным чучелом, которое мстит миру за свою никчёмность. Моё мнение ближе ко второму.

В одном из разборов довелось прочесть, что Малаева стала бесить не в конце 1970-х и даже не потом, а в тот момент, когда Лия Ахеждакова принялась играть свою самую неудачную роль – политической активистки оппозиционно-кликушеского типа.

Дескать, она тем же самым тоном «извинялась» за Россию перед …всеми. И к этому тезису мы ещё вернёмся. Лично меня такие героини всегда раздражали. Дело даже не «мести» обществу за личную несостоятельность, а в том, что они постоянно лезут на трибуну и – в чужую жизнь вместо того, чтобы заниматься своей. Там есть фраза-маркер.

На увещевание Кушаковой, что «…у вас дома ребёнок голодный», Малаева кидает: «Мой ребёнок! Хочу – кормлю, хочу – нет!»Можете представить, что творится в её доме? Мать-одиночка, да ещё и домашний тиран. Обычно такие Малаевы бросаются из крайности в крайность – или душат ребёнка в объятиях, или …просто душат.

При том, что между первым и вторым действием может не пройти и получаса. Судя по тому, как ей досталось то чадо, эта резвая гражданочка способна на многое. Напомню, в зверо-НИИ ходили слухи, что Леночка Малаева пошла на экстравагантный и решительный шаг.

Там звучит буквально следующее: «Ой, какой ужас. Раньше мужчины платили женщинам, и это было нормально, а теперь…какое падение нравов». Я не думаю, что эта странненькая МНС (младший научный сотрудник) напрямую дала сумму денег мужчине, чтобы заиметь от него дитя и, как это называется — родить-для-себя.

Скорее всего, у неё был сожитель, которого она подкармливала и удерживала, пока не забеременела. Когда Кушакова осмеивает никудышную внешность Малаевой, считая некрасивость – главным фактором, она не права. Секретарша Верочка из «Служебного романа» (1977) имела ровно те же внешние данные, и все считали её модной штучкой.

Просто Малаева не умеет себя подать. И наверняка считает моду-шмотки-макияж чем-то низменным. Дело не в личике и фигуре. Они у Малаевой-Ахеджаковой обычны. Дело в той глубинной ущербности, которую она в себе вечно лелеет. Она говорит правильные вещи, но такие люди, даже если глаголют истину, бесят на каком-то подсознательном уровне.

Образ Малаевой легко достраивается – ещё чуть-чуть и она станет бегать по НИИ с «Огоньком» и разоблачать Сталина. Перестраиваться! Не работать же. В 99 из 100 Малаевы трудятся кое-как. Далее у неё непременно отыскался бы с десяток репрессированных предков. Начались бы камлания и завывания о миллионах (или там уже миллиарды?) расстрелянных в подвалах Лубянки.

Потом по курсу — митинги, лозунги, попытки сместить руководство НИИ, а в октябре 1993 году ор на тему: «Прижучить и примучить этих нaци-коммуняк!» Стоп! Это уже сама Лия Меджидовна выглядывает. Это же она молвила на всю страну свой тезис о «проклятой Конституции», которую защищали в Доме Советов.

В своей телевизионной речи Ахеджакова буквально повторила звёздную, превосходную роль Малаевой. Те же нотки. Та же нездоровая одержимость. Ахеджакова сыграла самоё себя! Потому и впечатляет. И да, мне жаль тех крокодилов, которых изучала Лена Малаева, ибо хочет кормит — не хочет не кормит.

Оцените статью
«Гараж», общество и Малаева
Советский фильм-пародия, после которого режиссеру влепили выговор