В 1974 году в журнале «Север» была опубликована киноповесть Александра Бородянского «Про Борщева, слесаря сантехника ЖЭК-2».
Киноповесть была хорошо встречена общественностью, а Бородянскому посоветовали предложить сценарий киностудиям. И он отправил сценарий на киностудию Довженко. Там сценарий был запущен в работу.
Режиссером фильма должен был стать Леонид Осыка. Он быстро принялся за работу и даже нашел актера на главную роль. Это был Борислав Брондуков.
Но в дело вмешалось Госкино, посчитав, что такой перспективный сценарий нужно воплощать в жизнь на «Мосфильме», так как Георгий Данелия тоже узнал про сценарий и вызвался быть режиссером.
При встрече Георгия Данелии и Александра Бородянского режиссер заявил, что сюжет не совсем ему подходит, но его можно легко переделать.
И началась совместная работа режиссера и сценариста.
Первоначально переделали имя главного героя. Он звался Серафим.
Стали думать варианты замены.
— Может быть Ефим?
— Нет. Тут что-то есть еврейское. А может быть Афоня? Афанасий Борщев.
Оба согласились, что так будет лучше.
Дальнейшая переделка шла в сторону того, что сюжет становился более оптимистический, в то время как в киноповести была грусть-тоска.
Медсестра Катя также подлежала правке. В изначальном сценарии она была зрелой женщиной, которая увлеклась молоденьким сантехником. Там и любви никакой не было, просто в женщине взыграло чувство материнства.
Решили сделать Катю молоденькой медсестрой.
Но тогда появилась проблема. Как молоденькая девушка могла влюбиться во взрослого сантехника? Неужели других парней не было?
Был вариант сделать Катю некрасивой, мол, такой девице и сантехник сгодится.
Но решили этот момент оставить на потом.
А он неожиданно всплыл. На роль Кати была приглашена Евгения Симонова. Логика была потеряна — как такая молоденькая красавица влюбилась во взрослого мужика?
Чтобы у зрителя не было вопросов, Данелия с Бородянским придумали «историю Кати», мол, она влюбилась в Афоню еще в детстве, когда тот был молодым и красивым и играл с ее братом в волейбол.
Также были переделаны и все основные сцены. Где-то были добавлены диалоги, где-то готовым диалогам была придана большая краткость.
Можно вспомнить еще и два собрания из фильма — это одни из самых юморных моментов фильма. В сценарии же было одно большое собрание. Большое собрание — было бы утомительно для зрителя.
В изначальном сценарии Борщев всё же испытывал чувство интереса к Кате. В фильме он ее как-то не старался замечать, так как в его голове был чудесный образ Елены из квартиры 38.
К примеру, в фильме не вошла сцена, из которой мы узнаем, что Катя играет на гитаре, а Афоня неплохо поет голосами различных популярных исполнителей.
Что забавно, в сценарии Катя зовет Афоню Дормидонтом, как он ей представился. Там же не было предыстории про брата.
Но благодаря большим переработкам мы увидели фильм, в котором всё же есть надежда, что человек, прошедший по наклонной до самого дна, всё же имеет шансы всё исправить, так как в его жизни появился лучик света в лице Кати.
И к этому нас подталкивает концовка фильма, которая специально сделана в виде открытого финала, хотя первоначально судьба наказывала Афоню (Серафима).