Мелодрама, где педагог закрутил роман со студенткой на глазах педколлектива

Фильм «Алёша» (1981) — это единственная работа в кино режиссёра Виктора Обухова. Это довольно удивительно, потому что Обухов проработал на Свердловской киностудии, где и поставил ленту, десятки лет. Тем не менее, фильмография его ограничивается одной картиной, хоть и острой:

об отношениях молодого учителя литературы, который влюбился в студентку техникума, где преподает, причём студентку с неоднозначной репутацией.

Сценарий для фильма написал Анатолий Шайкевич, драматург опытный, в кино работавший уже больше двадцати лет. Первые фильмы по его сценариям признания не получили, как, впрочем, и «Алёша», но вот сразу после вышло два кинохита — «Женатый холостяк» (1982) и «Приморский бульвар» (1988). Интересно, что Шайкевичу тогда уже было за 50, то есть успех к нему пришёл поздно.

Виктор Обухов в кино пришёл из театра, но долго не решался на постановку собственной полнометражной ленты, пока, наконец, не познакомился со сценарием Анатолия Шайкевича, рассказывающем о неопытном педагоге Алексее Владимировиче, только что по распределению приехавшем в небольшой город, чтобы преподавать литературу в техникуме. Только переступив порог техникума он узнаёт сенсационную новость:

из общежития хотят выселить студентку Наташу Мариеву, из-за которой в очередной раз побили окна.

Даже не зная девушку, Алексей вступается за неё, попутно знакомясь с будущими коллегами — директором техникума Аркадием Николаевичем и завучем Михаилом Петровичем. Уже потом Алёша видит и виновницу скандала Наташу, с которой понемногу сближается. Сближается он и с Михаилом Петровичем, бывшим фронтовиком, сдержанным и строгим на вид человеком. Выясняется, что несколько лет назад, когда Михаил Петрович работал на большом строительстве, произошло ЧП, в котором обвинили его. Из-за этого мужчина оставил масштабную работу и занялся преподаванием.

Но даже при отсутствии образования и большого педагогического опыта Михаил Петрович куда больше разбирается в молодом поколении, чем карьерист Аркадий Николаевич, директор техникума и его начальник.

И даже в отношениях Алёши с Наташей он принимает сторону молодого учителя, хотя вокруг все его осуждают.

Кстати, художественным руководителем начинающего кинематографиста стал уже очень зрелый и именитый режиссёр Ярополк Лапшин, мастер исторического кино (спойлер: это, увы, Виктору Обухову не помогло сделать хоть сколько-нибудь заметный фильм).

На роль Алёши режиссёр утвердил молодого актёра Виталия Юшкова. Благодаря выразительной яркой внешности Виталий часто получал роли персонажей положительных и приятных, так вышло и на этот раз: несмотря на то, что Алёша на первый взгляд ведёт себя неправильно, его роман со студенткой — всё же явление из ряда вон выходящее, он всё равно с самого начала вызывает симпатию и позже раскрывается именно как положительный персонаж (в том числе и в сюжетной линии с завучем). К сожалению,

судьба Виталия Юшкова, которому прочили долгую карьеру, не сложилась: в девяностые он уехал за границу, где не смог адаптироваться и с актёрством завязал. Сейчас пишут, что актёр одинок, злоупотребляет спиртным и обитает едва ли не в ночлежках.

По странному стечению обстоятельств на Западе попыталась реализоваться и исполнительница роли Наташи Мариевой Наталия Флоренская.

Но, в отличие от Виталия Юшкова, Наталия Флоренская там преуспела и не потерялась. Однако и в СССР карьера у неё тоже складывалась неплохо, и занятно, что наибольшую популярность ей принесли фильмы о школе, а звёздной ролью для артистки стала роль учительницы в доброй детской ленте «4:0 в пользу Танечки» (1982).

Роль директора техникума Аркадия Николаевича сыграл Геннадий Корольков, в роли завуча Михаила Петровича — Эрнст Романов, и многие считают эту его работу в малоизвестной картине одной из лучших.

В других ролях Нина Веселовская, Пётр Любешкин, Александр Мовчан.

В небольшой роли засветилась юная дебютантка Ирина Шмелёва, которая уже через несколько лет будет нарасхват и режиссёром и станет одним из символом перестроечного кино.

Большая часть съёмок прошла в Свердловске, весной 1981 года фильм попал в кинотеатры.

Несмотря на сложную в моральном плане проблематику, он не вызвал интереса аудитории, киноведы тоже не обратили не него внимания.

В итоге из поля зрения зрителей «Алёша» пропал очень быстро, сейчас о фильме вовсе не помнят.

А как вы считаете, педагог может всерьёз влюбиться в студентку? (Но отмечу, что в фильме «Алёша» герой ненамного старше ученицы, а сама она, несмотря на молодость, уже успела побывать замужем).

Оцените статью
Мелодрама, где педагог закрутил роман со студенткой на глазах педколлектива
«Она похожа на воробья в луже»: как Светлана Светличная стала актрисой и причем здесь ее мама