В 1981 году вышло две ленты с одинаковым названием «Ожидание»: детский двухсерийный телефильм и лиричная кинокартина. В обоих фильмах переплелись взрослые и детские темы, но второй
затронул всё же более деликатные вопросы, в том числе вопрос взаимоотношений между любящими (или бывшими любящими) друг друга людьми.
Сценарий для кинофильма «Ожидание» написали драматурги Людмила и Валерий Дёмины. Супруги начинали как журналисты, и карьеры их на этом поприще складывались успешно. В кино Дёмины попали после выхода серии очерков Людмилы, посвящённых школе (по первому образованию Людмила была педагогом, так что тему знала изнутри). По очеркам пра создала свой первый сценарий о жизни интернатовских ребят.
«Ожидание» — это вторая работы в кино Дёминых, и здесь снова фигурирует школа:
главная героиня Маша — учительница биологии, хотя её работа — это всё же линия побочная. А центральная нить сюжета — это хрупкие отношения Маши и её бывшего мужа Игоря. Когда-то Маша и Игорь безумно любили и боготворили друг друга, но сейчас чувства Маши больше походят на ненависть и отвращение, чем на приязнь. При этом порой у неё проскакивает нежность по отношению к экс-супругу, которую она, видимо, силой хочет заморозить внутри себя.
Маша всегда хотела детей, но обстоятельства этому мешали. Игорь тоже детей любит, и постоянно возится с сыном общей подруги Тони.
Кстати, мальчик — инвалид, передвигается на коляске, что, согласитесь, довольно неожиданно для советского кино семидесятых-восьмидесятых. Как-то Маша открывается Тоне: оказывается,
она ждёт ребёнка от Игоря. Но будущему отцу она этого говорить не намерена, собираясь воспитывать малыша в одиночку.
Впрочем, по настоянию Тони она Игорю новость о беременности сообщает, но заявляет, что отец — её давний знакомый Николай, с которым когда-то у неё была романтическая история, а недавно обстоятельства вновь свели их. Как на новость отреагирует Игорь, что он предпримет и как дальше сложится жизнь Маши, предлагаю узнать из фильма.
Снимать мелодраматическая картину взялся Борис Яшин, опытный и известный режиссёр. В его произведениях в центре часто оказывались именно героини, к женским образам он относился с особым трепетом и считался мастером психологических лент.
На главную роль Яшин утвердил актрису, которую сам же и открыл десять лет назад. Это была Наталья Егорова, дебютировавшая на экране в фильме «Город первой любви» (1970), который Борис Яшин снял вместе с Маносом Захариасом, греческим коллегой, работавшим в СССР.
Теперь Наталья Егорова была уже не юной дебютанткой, а вполне сформировавшейся популярной артисткой. Интересный факт: почти параллельно со съёмками в «Ожидании» 30-летняя Наталья снималась в фильме «Полёт с космонавтом» (1980), где сыграла выпускницу школы. Остается загадкой, почему Наталья Егорова сама не озвучила себя в кадре (это сделала Лариса Данилина, и, по моему субъективному мнению, вышло несколько дисгармонично).
Роль Игоря получил Александр Фатюшин, в роли Николая — Эммануил Виторган. Подругу Маши Тоню, педагога музыкальной школы, сыграла Елена Наумкина.
Пару слов о скандальной паре-соседях Маши по коммунальной квартире. Героя-алкаша и его склочную жену, которая тоже не против порой выпить, изобразили Юрий Дуванов и Ольга Богданов. Тут режиссёрский выбор сложно назвать банальным: Юрий Дуванов прежде играл в основном парней-симпатяг, но не отрицательных персонажей, здесь же его героя приятным никак не назовёшь. А вот Ольга Богданова хоть и успела уже поработать в кино, известности в качестве киноактрисы не достигла, но была заметной театральной актрисой. Настоящая слава к ней пришла лишь в девяностые после работы в телесериале «Мелочи жизни».
В качестве съёмочной площадки вступил город Горький (сейчас — Нижний Новгород). Вполне узнаваемо и сегодня выглядят высокие волжские берега и мост, а нижегородцы наверняка увидят в кадре и другие знакомые уголки. Съёмки прошли летом и осенью 1980 года, к концу зимы 1981 года картина была полностью готова, а зрители увидели её весной. Удачной судьбу фильма признать нельзя: даже минимального успеха у неё не случилось, зрительского интереса она не вызвала. Критики в целом остались равнодушны к ленте Бориса Яшина, хоть и отмечали талант и отличную работу Натальи Егоровой как актрисы самобытной и чувственной. Критик Татьяна Иванова написала:
«Нет, что-то решительно не получилось, не состоялось, осталось «недотянутым» на экране. Есть утомительно повторяющиеся, самоуглублённые блуждания героини. <…>. Есть, в изобилии есть, пользуясь жёстким некрасовским словом, «слёзы и нервы», «преувеличенные припадки», «буйства нервные». Но вот что касается декларированных «поисков ответов на различные жизненные вопросы», то здесь-то и возникают недоумения. Собственно, из всего многообразия жизни Машу занимают лишь три вопроса, теснейшим образом связанные между собой: сказать ли Игорю, бывшему мужу, о своей беременности, родить ли ребёнка, примириться ли с Игорем?».
Присоединюсь в этой ситуации к мнению критика. Хотя в целом фильм небезынтересен, интрига сохраняется до финала, актёры хороши, даже второго плана. Но чего-то тут и в самом деле не хватает.
А как вы считаете, у Маши и Игоря всё будет хорошо или им всё же не по пути?