«Друг мой, Колька!» — фильм глубже, чем кажется

Молодёжный фильм «Друг мой, Колька!» (1961) был очень популярен в начале 1960-х, так как его главный герой казался …реальным парнем из «нашего двора». То, что в Голливуде называют boy next door. Типичный, свой.

Моя мама 1945 года рождения говорила: «Да, наш мальчик». Со всеми его плюсами и минусами. Даже в самом названии заключен особый смысл. Чей Колька друг? От чьего лица ведётся рассказ? От лица каждого героя киноленты и – каждого советского подростка и юноши.

Оттепель – время, когда стали показывать неидеальных людей и в столь же неидеальных обстоятельствах. Больше того – стали открыто писать, что эталоны существуют лишь на плакатах, а хомо-сапиенс, он склонен ошибаться, драться и – дерзить. А не только дерзать.

Колька Снегирёв плохо учится, не любит всякие сборы и поручения, водит компанию с местной шпаной, околачивающейся по дворам с бразильской песенкой ‘Mamãe eu quero’ (Савелий Крамаров эффектно поёт это: «Ма-ма ё керо!»).

А ещё Колька со своими школьными товарищами (не гопотой, отнюдь) создаёт «Тайное общество троечников», хотя, девочка Маша Канарейкина, явно влюблённая в Кольку, по сюжету отличница. Чего хотят вольные троечники?

«Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам» — говорится в их программном документе. (В 1950-1960-х реально было несколько …уголовных дел, где разбирался вопрос тайных подростковых обществ). Я потом напишу об этом отдельно).

Антиподом Снегирёва, да и остальных ребят выступает гладкий и правильный Валера Новиков, мамин сынок, стукач и подлиза. Тот самый лозунгово-правофланговый пионер-всем-пример. А точнее – вообще не пример.

По сути, главный конфликт здесь – между Колькой и Валерой, между живым, хотя и не всегда правильным становлением и – унылым следованием «правилу», часто сопряжённому со стукачеством.

Интересны и конфликты взрослых. Противопоставление отрядного вожатого Сергея Руденко (Анатолий Кузнецов) и тоскующей старой девы Лидии Михайловны (Антонина Дмитриева).

Когда впервые смотрела фильм, я подумала, что Лидия – завуч, хотя, она …старшая пионервожатая. Она не любит свою работу и явно это транслирует. Неловко флиртует с Руденко – замуж-то хочется. А кому она нужна, хотя, внешне – почти красавица? Исключительно отталкивающий тип.

Также примечательна мадам Новикова – мать Валеры. Её сыграла дивная актриса с отрицательной харизмой – Людмила Чернышёва. Ей изумительно точно удавались роли «змеюк-мамочек» и «злобных тётушек». Эти женщины, даже, если делают добро, оно выглядит, как оскорбление.

Показателен пример с ботинками «от родительского комитета» для Снегирёва. Обычно всё это вручалось не детям на глазах всего коллектива, но родителям – с глазу на глаз, чтобы не травмировать ребёнка осознанием его бедности.

Да, в СССР были бедные и богатые. Многодетные семьи, как у Снегирёва, жили скромнее, чем, например, наша, где росла только моя мама с обеспеченном одиночестве. Правда, дети общались во дворах, невзирая на материальный достаток (или недостаток), а заносчивых – били, игнорировали, не брали в поход.

Самый страшный момент фильма – это когда ребята из совета дружины, повинуясь «коллективному бессознательному» голосуют за исключение Кольки из пионеров, а для таких мальчиков это не просто галстук. Всё заканчивается хорошо, так как у подобных историй не может быть плохого финала.

Именно такие Кольки способны на реальные подвиги, а вот Валерики в годы войны, которая в 1961 году была недавним воспоминанием, часто превращались в коллаборационистов, так как привыкали служить любому «порядку», от кого бы он не исходил.

Это — типаж патриота и — типаж лоялиста (последних часто и бездумно путают с патриотами). Потом — уже в 1980-х годах — такие Валерики уничтожат советский мир в ходе Перестройки. Это — знание постфактум, но оно весьма важно.

Этот фильм гораздо глубже, чем обычная история о ребятах и девчатах, живущих в некоем городе N. Это — пособие для педагогов и правоохранителей. Как не допустить соскальзывания трудных детей в криминал, и чем их можно увлечь, помимо голубятни.

К слову, в те годы вожатые-производственники были know-how в системе образования. В мамином классе работал (на общественных началах) парнишка с радиозавода, и дети собирали приёмники, учились радиоделу. Задачей являлось, в том числе, пестовать Колек Снегирёвых, ибо Колька — наш общий друг.

P.S. Ещё один важный момент — юный актёр Александр Кобозев очень похож на Геннадия Шпаликова, одно из лиц эпохи Оттепели. Её поэт и творец. Понимаю, что случайно и — …не совсем случайно. Это попадание в точку.

Оцените статью
«Друг мой, Колька!» — фильм глубже, чем кажется
Кошмарная еда нашего детства: рассольник, рыбные тефтели и молоко с пенками