«Семнадцать мгновений весны»: новый взгляд на телесериал полвека спустя

50 лет назад, 11 августа 1973 года состоялась всесоюзная премьера знаменитого 12-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны».

За прошедшие годы телекартина не только не потеряла свою популярность, но и продолжает завоёвывать новых поклонников среди зрителей нынешнего поколения.

В 70-х годах прошлого века фильм произвёл настоящий фурор среди советских зрителей. Давайте попробуем вместе разобраться: почему черно-белый фильм, снятый преимущественно в серых и невзрачных павильонах, приобрел такую бешеную популярность?

Во-первых, это увлекательный сюжет от Юлиана Семёнова. Про историю Штирлица язык не поворачивается сказать, что она «высосана из пальца». Хотя именно так и было. По утверждению автора, это полностью вымышленный образ. Я присутствовал на одной из встреч Юлиана Семёнова с читателями в конце 80-х, где он подробно рассказал, как работал над этим романом.

Ему пришлось перелопатить многие материалы о наших разведчиках, но одного достойного прототипа для своего произведения он выбрать не смог. Поэтому в описании Исаева-Штирлица есть что-то и от Арнольда Дейча, и от Александра Феклисова, и от Рихарда Зорге, и от многих других советских «нелегалов» тех лет.

К тому же Семёнов откровенно признался, что ему неизвестно о советском разведчике, который мог занимать такое высокопоставленное положение в верхушке Рейха, как Штирлиц.

Во-вторых, роман и фильм привлекли внимание советских людей тем, что в них гитлеровские военные, включая лидеров Третьего рейха, показаны обычными живыми людьми, а не монстрами с набором обязательных советских штампов. Все знают о чудовищных преступлениях гитлеровцев, поэтому человеческий взгляд на их представителей был для нас настоящей диковинкой.

Сюжет романа подкупает своей многоуровневостью, где описываются как интриги в верхушке Рейха, так и разыгрываются захватывающие сюжеты «этажом ниже», героями которых являются наша радистка Кэтрин Кин (Катя Козлова), профессор Плейшнер, Пастор Шлаг и другие.

Режиссёр Лиознова не только бережно и внимательно обыграла эти истории в фильме, но и добавила новые штрихи, которыми восхитился даже сам Семёнов. Например, сцена молчаливой встречи Штирлица со своей женой, которой в романе не было. Или яркая сцена в предпоследней серии, когда мимо Кэт с двумя малышами на руках, по улице марширует колонна немецких призывников, состоящая из подростков и седых стариков. Лиознова крупным планом показывает их лица. Они знают, что, скорее всего, погибнут. И они уже понимают, что идеи Гитлера — это преступная утопия всего немецкого народа, на которую они повелись. Очень пронзительные кадры, которые бы Семёнов не смог передать в романе.

Фильм получился не только интересным, но и правдивым, с участием реальных исторических личностей.

Но были у фильма и минусы. Например, незабываемый голос Ефима Копеляна сообщает нам о «среднем образовании» почти каждого нацистского лидера. Это неправда. Все они учились в университетах, а кое-кто имели и по два высших образования.

Этот казус легко объяснить. Цензорам с самого начала не нравилось «очеловечивание» этих нацистских личностей, а упоминание об их высшем образовании опускало бы в глазах зрителей наших советских лидеров. Дело в том, что у многих советских руководителей, в том числе и сидящих в Кремле, высшего образования не было.

Также образ Штирлица показан несколько «кинематографично». Он слишком выделяется среди своих коллег-офицеров. И не только умом и сообразительностью, но и своей преданностью фюреру, которой в 1945 году у его окружения уже не было. Обычно разведчики, как хамелеоны, мимикрируют в своей среде и стараются ничем не выделяться. Но Штирлиц получился другим.

После просмотра фильма бывший советский разведчик-нелегал Ким Филби сказал о Штирлице: «С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался».

И вот тут всем хочется напомнить, что это всё-таки кино. И не просто кино, а художественный фильм.

Лично меня в картине зацепили несколько эпизодов, на которые сегодня я смотрю уже совсем другими глазами. Например, это монолог Мюллера (в исполнении Леонида Броневого) о будущем уже поверженного Рейха. Он немного перекликается с нацистом и злодеем Гансом Лондой из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Правда, Мюллер показан идейным прагматиком, и его монолог сегодня звучи как пророчество.

Также запомнился эпизод с генералом вермахта в исполнении Николая Гриценко. Даже не вериться, что эти слова прозвучали полвека назад, а может быть, даже и раньше, из уст реального немецкого генерала.

Помните, когда они, сидя в железнодорожном купе, со Штирлицем обсуждают своё будущее? В частности, генерал говорит об американцах такие слова: «Этих болванов погубит их же техника».

Я знаю зрителей из числа моих знакомых, которые считает, что сериал очень затянут. Мол, можно было бы ужать всё в четыре серии, и от этого фильм бы только выиграл.

Лично я не считаю его затянутым. Мне нравится в фильме абсолютно всё. И лирические отступления от основной сюжетной линии с такими персонажами, как фрау Заурих и Габи Набель.

И даже эпизод с бездомной собакой, которую возле своей машины находит Штирлиц. Все эти мелочи совсем не затягивают фильм, а наоборот, создают особое настроение.

Однажды в 90-х годах фильм показали 9 мая. В один день все серии подряд. Помню, что я не мог оторваться от телевизора. А когда фильм завершился, я даже немного пожалел, что нет продолжения этой истории. Я был готов посмотреть ещё несколько серий подряд. Это в ответ тем, кто считает сериал затянутым.

А как считаете вы?

Оцените статью
«Семнадцать мгновений весны»: новый взгляд на телесериал полвека спустя
Семейное счастье четырёх героинь сериала «Шифр»