«Дубровский» 1988г.: добротная экранизация романа Пушкина о благородном разбойнике

Это хрестоматийное произведение А. С. Пушкина экранизировали не один раз. Была черно-белая кинолента «Дубровский» 1936 года, где главные роли исполнили Борис Ливанов и Галина Григорьева.

В 2014 году был создан фильм, в основу которого лег сюжет повести «Дубровский». Но события этой кинокартины происходят в современное время. И, вообще, фильм получился спорный.

Даже американцы позарились на этот классический сюжет. В 1925 году они сняли фильм по мотивам пушкинского произведения с Рудольфо Валентино в главной роли. Надо заметить, что эта экранизация слишком вольная. Например, в фильме фигурируют неизвестно откуда взявшиеся казаки и даже присутствует… Екатерина Великая. Конец фильма, безусловно, счастливый: Дубровский женится на Маше и покидает Россию. Кто б сомневался….

А вот лучшей на сегодняшний день считается экранизация Вячеслава Никифорова конца 80-х. в виде кино- и теле- версии.

Лучшей, но не бесспорной. Режиссера и по сей день упрекают за то, что отошел от первоисточника. Дескать, не соответствовал строгой, сдержанной пушкинской прозе. Сгустил краски крепостного быта. Например, в фильме присутствуют персонажи, которых нет у Пушкина: тот же «душегуб» Лаврушка. Да и сцены жестокости показаны подробнее, чем у Пушкина.

Однако, как мне кажется, подобные упреки не слишком значимы для оценки фильма. Да, и в конце концов, разве не воскликнул однажды тот самый Пушкин: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона»? Поэт явно намекал на то, что знает мир современных ему дворянских усадеб не понаслышке.

Кроме того, при просмотре фильма «Дубровский» 1988г. некоторые зрители недоумевали по поводу главного героя. Очень уж он многим показался невзрачным, обыденным, негероическим, словом. И лишь внимательные зрители поняли, что именно таким его и задумал режиссер. Ведь и у Пушкина, если вдуматься, Владимир Дубровский не супермен вовсе. Его отвага, авантюризм, активность, скорее, вынужденые. А за ними скрываются душевная растерянность, трагедия разрушенных иллюзий и скорбящее сердце человека, по воле жестокой судьбы ставшего разбойником. Вот такого Дубровского мы и видим на экране в талантливом исполнении молодого тогда Михаила Ефремова.

К слову сказать, ничего Пушкин, по сути, ведь и не выдумал. Просто, употребив художественный вымысел, представил реальную историю своего современника, белорусского помещика Островского, которого теснил и унижал богатый и нахрапистый сосед и который, отчаявшись найти справедливость, вместе со своими крестьянами сколотил банду и принялся грабить сперва подьячих, а потом и дворян…

Вместе с тем даже недоброжелатели «Дубровского» отмечают также бесспорные актерские удачи фильма.

И главная из них – Владимир Самойлов в образе Кирилы Петровича Троекурова. Вот уж помещик-самодур получился лучше и не сыскать!

Хороши и другие образы. Например, Андрей Гаврилович Дубровский-старший, несчастный и честный, в исполнении Кирилла Лаврова. Хорош и чопорный, одиозный князь Верейский (Анатолий Ромашин).

Великолепен Владимир Конкин в роли отвратительного, скользкого подхалима, чиновника Шабашкина. Очень непривычная для актера роль. Но как справился!

Пожалуй, единственный образ, который меня не вдохновляет в фильме – Маша Троекурова. Ну, вот простовата Марина Зудина для этой роли и все тут. Здесь была бы уместней какая-нибудь загадочная фея. Некто близкий по типажу Галине Григорьевой из старого фильма. Тогда бы можно было понять духовные метания Дубровского. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

И, конечно, многие посмотревшие фильм отмечают в числе его несомненных достоинств убедительные костюмы и декорации, помогающие зрителю окунуться в эпоху.

Прекрасны в фильме пленительные пейзажи русской деревни: как будто они сошли с картин великих художников.

Чудесна музыка Андрея Петрова, передающая настроение героев.

Все это говорит о том, что снимал фильм мастер своего дело. И, действительно, Вячеслав Никифоров – талантливый режиссер. Недаром же ему принадлежат филигранные «Отцы и дети» 1983г.

Да и к «Дубровскому», как мне кажется, не стоит излишне придираться.

Фильм добротный и вполне достоин того, чтобы его смотреть и к нему возвращаться.

Оцените статью
«Дубровский» 1988г.: добротная экранизация романа Пушкина о благородном разбойнике
Почему Ольга правильно сделала, что сбежала от Герберта