Одна из идеальных женщин советского кино 1950-х годов, которую почему-то многие осуждают

Идеальные женщины в отечественном кинематографе встречаются не так уж и часто. Зина Прищепкина, Екатерина Воронина, Катя Тихомирова (и то с большими оговорками). Все они в разной степени адаптировались к суровой реальности, а вторая и третья со временем начали ей еще и в какой-то степени управлять.

А вот в фильме «Девушка без адреса» мы видим девушку-сверхчеловека, которая, к сожалению, оказалась не очень приспособленной к существованию в трудной советской жизни. В данном случае мы имеем дело не с обычным человеком, а скорее с ангелом. Катя Иванова была идеальной девушкой в душе, но в отличие от своих волевых тезок, не обладала практической хваткой.

Катя была настолько лучше и выше других, что слишком хотела сделать окружающий мир таким же прекрасным, как она. А это было невозможно. Завистливые ничтожества не дотягивались до Катюшки и естественно начинали ее уничтожать.

Некоторые блогеры в интернете сожалеют, что Павел Гусаров нашел Катю. Друзья, вы вообще о чем? Где Паша найдет жену лучше? Разве хотя бы в одном эпизоде Катя была не права? Если ты начальник станции, а у тебя в хозяйстве нет нормальной платформы — будь готов работать и носильщиком тоже. Или пробей реконструкцию с благоустройством.

Отчитала двух мужиков, что они курят в купе? Но ведь сейчас курение в поездах повсеместно запрещено. Выходит, Катя из своего 1957 года видела будущее. Лифт в доме должен функционировать. На то он и лифт. Почему хрупкая девушка должна таскать сумки бабулек? Так можно и позвоночник приговорить. Пусть домоуправ носит.

Василий Никодимыч был вообще сластолюбцем и карьеристом. Разве Катя сказала неправду на заседании? А в итоге как она заявила, так всё и вышло — контору Комаринского закрыли. Катя Иванова была честным идеальным советским человеком и хотела, чтобы все вели себя по-советски. Чтобы все вокруг были такими же идеальными как она, Катя.

Но у девушки, к сожалению, не было ресурсов, чтобы изменить этот жестокий мир. Тем более, что она закончила всего семь классов. И ее часто не воспринимали всерьез.

Многие обвиняют Катерину, что она ушла от старенького дедушки. Но вспомните, что он ей сказал! «У человека (управдома) по твоей милости неприятности» — так ведь неприятности-то заслуженные! Управдом был никчемным заведующим. Хорошо еще если не вороватым, как Мусницкий. По мнению деда, критиковать его самого (деда) вообще нельзя.

Даже если он и не прав. А в конце дедушка заявил, что самостоятельно Катя не сможет найти никакой работы и что лучше бы ей вообще помалкивать. Естественно, после этого Катя ушла — чтобы доказать деду, что она вполне может жить автономной жизнью.

С одной стороны, из этого мало что вышло. Людям с такими идеальными помыслами, как Катя, трудно ужиться с духовными посредственностями. С другой стороны, все же Катюха не пропала и в конце вернулась к деду.

А дальше у героини два варианта. Либо обвыкнется в Москве и поступит в какое-нибудь учебное заведение, связанное со сценой, либо будет работать на стройке вместе с Пашей, а параллельно учиться в школе рабочей молодежи.

Другой вопрос, что со своими идеальными помыслами и стремлением переделать мир Кате со временем придется распрощаться. К сожалению, «Эра милосердия» не наступит ни в 60-е, ни даже в 80-е. Но это уже история, не имеющая никакого отношения к фильму «Девушка без адреса»…

А что вы думаете о Кате Ивановой? Сопереживаете, или, наоборот, осуждаете за «неуживчивость характера»?

Оцените статью
Одна из идеальных женщин советского кино 1950-х годов, которую почему-то многие осуждают
«Здравствуйте, товарищ Сухов!»: непростая судьба Анатолия Кузнецова, вдову которого выселили из квартиры