Этот фильм, снятый в благословенную брежневскую пору, типичный детектив 1970-х – начала 1980-х. Преступники известны зрителю с самого начала, и вся интрига заключается в процессе поимки, обезвреживания, а заодно — увещевания тех, кто уже оступился, но ещё не упал.
А ещё в «Петровке-38» (1980), снятой по книге Юлиана Семёнова, можно увидеть старую-добрую-милую Москву, её просторные улицы, по которым ходят граждане, уверенные в стабильности – реальной, а не декларативно-лозунговой.
Да-да. Уверенность в завтрашнем дне, метро за 5 копеек, гарантированное право на труд и отсутствие страха за детей, сбежавших в кино (в до_мобильную-то эру). Я куда-то ушла не туда? Всё — туда.
В советском детективе главное – это бытовой и даже бытийный фон, а милиция – страж порядка, оплот устойчивости системы. Задача милицейского детектива – внушить успокоенность.
Дескать, на любого нарушителя всегда отыщутся наручники. Спите спокойно, честные люди. Особенность тех остросюжетных историй — …скромность уголовных притязаний, а «дерзкие грабители» смотрятся, хотя, и брутально, зато не очень страшно.
Итак, жулики-бандиты в тёмных очках — Сударь и Чита походя вовлекают в свою профессиональную деятельность мальчика-мажора Лёньку, и он, будучи вовремя пойманным, становится помощником в расследовании серии ограблений.
Это примерно то, что я увидела в детстве, когда этот фильм крутили во всех кинотеатрах. Судьба старшеклассника, чьи респектабельные родители (отец – много старше ухоженной, нервной, тощей маман) постоянно ругаются в присутствии Лёньки.
Нам транслируют: если бы не ужасная обстановка дома, Лёньку бы не смогла подцепить сия мини-банда. Как обычно, само расследование в фильме показано быстро_смазано, и часто вообще неясно, откуда и как милиция сделала важные выводы.
И вот уже гад-ворюга сидит напротив следователя и путается в показаниях. И это – ещё одна особенность милицейского детектива. Надо предъявить зрителю, что взяли с поличным и доказали.
К слову, я так и не поняла, как тёртые калачи — воры умудрились взять в подельники случайного парня, которого даже не знают? А потом – отпустили. У них нет мозга?
(Но Юлиан Семёнов – не юрист, у него и Штирлиц – довольно странное создание, которое бы смог раскрыть любой пацан из Гитлерюгенда, если бы такой штандартенфюрер объявился на соседней улице).
Но не в том же суть! Важно, что в кадре – великолепные мужчины: Василий Лановой, Георгий Юматов, Евгений Герасимов и Николай Ерёменко-старший. Те, у кого амплуа «хороших парней», как это называют в Голливуде.
И, как всегда у Юлиана Семёнова, эхо войны. Преступники оказываются в связке с бывшим власовцем, а ныне – матёрым главарём Прохором. Кого грабят? Обеспеченных и при том честных граждан, типа музыкальных мэтров и профессуры, живущей в центре.
Ещё? Сберкассы. Ювелирка. По советским меркам по-крупному работают. Но, повторюсь, эти бравые (на самом деле – не очень) уголовники – не самое интересное в «Петровке – 38». Тут роскошные виды!
Например, симпатичная Алёна в исполнении Людмилы Нильской. Антураж квартиры говорит о том, что девушка …идёт в не самом верном направлении – импортный алкоголь и, кажется, Рафаэлла Кара из колонок.
И – точно. Очаровательная дева-кудряшка честно говорит: «Я – дpянь». Стыдно перед настоящим, привлекательным мужчиной, милиционером из угрозыска. И вот вам ещё знаковая деталь наших детективов!
Невыносимый стыд, который испытывали неидеальные персонажи от соприкосновения с кристальным миром правопорядка. От рецидивистов — до модных дев облегчённого поведения, все страдали от несовершенств и в 99 из 100 бывали готовы исправляться.
Динамичный финал – захват Прохора, который длится чересчур долго для нашего кино. Долгая поимка преступника – это элемент криминального триллера, когда зрителя держат в горячем оцепенении.
Финал – патетический, а монолог майора Костенко, изобличающего Прохора, сыгран, по крайней мере, очень красиво. Пишут, что этот фильм так эффектно явил работу наших «органов», что после него усилился поток в юридические вузы. А знаете, я в это верю…