«А завтра вся деревня пальцем тыкать начнет!» — пеняет престарелый отец своей взрослой разведенной дочери, у которой сын уже студент, за то, что она явилась домой под утро.
Анатолий Васильев, Николай Крючков, мало снимавшаяся в кино Народная артистка РФ Валентина Федотова и целое созвездие любимых советских актеров в позабытой мелодраме, вышедший на экраны 40 лет назад.
19 сентября 1983 года в Москве состоялась премьера новой ленты от киностудии «Мосфильм» под названием «Дамское танго». Во всесоюзном прокате картина появится в октябре того же года и в кинотеатрах ее посмотрят 15,6 млн. зрителей.
Результат неплохой, если учесть, что одновременно с советской мелодрамой на экраны выйдет итальянская комедия «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано, которая с 56 млн. зрителей станет самой кассовой лентой 1983 года.
Режиссер картины Суламбек Мамилов до этого поставил остросюжетный боевик о бандитах времен нэпа «Особо опасные». После он снимет знаковые для позднего советского кинематографа картины: первый советский фантастический фильм ужасов «День гнева» (1985), экранизацию «Ночевала тучка золотая…» (1989) и политический детектив «Убийство на Ждановской» (1992).
О чем же фильм «Дамское танго»? Сюжет подробно раскрывать не буду, потому что фильм точно достоин того, чтобы его посмотреть и составить собственное мнение. В интернетах про него можно прочитать самые полярные отзывы – от восторга до резкого неприятия.
В целом мы увидим историю четырех взрослых, но одиноких людей. Возраст 40 +. Дамы вполне привлекательные, мужики в меру пьющие. Все они когда-то сыграли свои свадьбы, у всех дети, все давно не в браке. Казалось, что еще нужно для счастья?
Две женщины. Главная героиня Катя (Валентина Федотова) — тихая и скромная, одна воспитавшая взрослого сына, приехала из города в деревню к родителям. Ее школьная подруга Анастасия (Раиса Рязанова) – деревенский культработник, не в меру активная, вульгарная, но в целом добрая и отзывчивая, также побывавшая замужем и кажется не раз.
Двое мужчин. Главный герой Федор (Анатолий Васильев) – недавно развелся, скучает по своей маленькой дочери, приехал в деревню шабашить. И еще деревенский житель Павел, одноклассник героинь, недавно ставший вдовцом (Леонид Неведомский). Еще со школы он безответно влюблен в Анастасия, но та никогда не обращала на него внимания.
Надо честно сказать, что обе любовные линии большой оригинальностью или драматизмом не отличаются. Ситуации вполне жизненные и виденные нами не раз. Фильм интересен двумя обстоятельствами.
Во-первых, всегда приятно увидеть в ролях второго плана любимых актеров. Родителей Кати сыграли Николай Крючков и вечная бабушка советского кинематографа Мария Скворцова, которая дебютировала в кино в возрасте 62 года.
Борис Новиков исполнил роль колоритного деревенского заводилы, любителя выпить и поболтать. Похожие персонажи, кстати, есть почти в каждом советском фильме о деревне.
Но, лучшую сцену показали нам хамоватая официантка (Татьяна Рудина) и посетитель ее ресторана, который оказался полковником милиции (Вадим Захарченко). Типичный советский ресторан, недоступный для простых людей, и типичное хамское отношение к клиентам в Советском Союзе.
Во-вторых, чем интересен фильм «Дамское танго» – это мелкие детали, на которые при просмотре можно даже не обратить внимания. Так в начале фильма главная героиня без предупреждения возвращается домой, а там ее сын-первокурсник и его ровесница, на которой из одежды лишь коротенькое полотенце и ожерелье из бельевых прищепок.
Я, кстати, сначала, удивился, неужели в фильме 1983 году нам без какой-либо идейной нагрузки показали совсем не платонические добрачные отношения у вчерашних школьников. Но нет, детки тут же объяснили, что сегодня они подали заявление в загс. А значит, теперь можно и в постель…
Из других мелочей – трэш-постановка «Трех сестер» Чехова в деревенском клубе и герой Николая Крючкова, исполняющий на гармошке песню «Три танкиста». Ту самую, что актер пел в фильме «Трактористы» 1939 года.
Но больше всего меня впечатлила икона в деревенской избе. Там где она и должна быть – в красном углу, над телевизором. Можно разглядеть детали, ибо предмет религиозного культа показан крупным планом. В тоже же 1983 году снимут самую известную комедию тех лет на деревенскую тематику «Белые росы» и там также в кадре будут иконы.
Да, нам показывают дом стариков, родителей Кати, им типа подходят «религиозные пережитки». Потому худсовет «Мосфильма» и пропустил данные кадры. Тем более в доме той же Анастасии никаких икон нет, только фотографии и афиши, как и у любого современного советского человека.
Но у «Дамского танго» есть один существенный недостаток — совершенно не вытекающая из повествования концовка. Режиссер предлагает нам слезную трагедию на ровном месте.
Типа главные герои не могут быть вместе. Только непонятно почему. Может, кто объяснит финал фильма?