Боевик, где террористы атаковали горный отель, но получили отпор от советских шофёров

Террористы из группировки «Движение за новый порядок» вызвали искусственный сход лавины и заблокировали подъезды к маленькой альпийской гостинице и детскому санаторию.

Они требуют выкуп в 50 миллионов долларов и освобождение соратников из тюрьмы, в противном случае они снова проведут серию взрывов, и тогда лавина сойдёт уже на сам отель и погубит маленьких обитателей санатория.

Такова завязка остросюжетного фильма «Выкуп» (1987), который на фоне перестроечной чернухи и низкопробных комедий конца восьмидесятых сумел вырваться в число лидеров проката, хоть критиками был принят без энтузиазма.

Создали приключенческую ленту сценаристы Александр Булганин и Николай Иванов и режиссёр Александр Гордон. Для них это была уже вторая совместная работы: в 1984 эта же троица выпустила очень успешный боевик «Двойной обгон». Героями там тоже были водители, правда, фильм был дополнен ещё и впечатляющими сценами с автогонками, который в «Выкупе» нет. А начинается картина с того, что советские дальнобойщики из «Совтрансавто» Толя и Иван, ночью следующие по зимней горной дороге в некой европейской стране, слыша, как сходит лавина, а потом обнаруживают на трассе бесчувственную девушку. Они подбирают девушку, доезжают до небольшой гостиницы и останавливаются на отдых.

Гостиница полна постояльцев, здесь проводят время пожилые люди, присутствует немного странный одинокий мужчина, подозрительная парочка парней, тайно отдыхает американский сенатор с любовницей, а потом в неё врываются беспардонные панки, которые слегка портят гостям отдых. Толя и Иван встречают тут и знакомых коллег из Чехословакии — дальнобойщиков Йозефа и Карела.

Наутро постояльцы узнают из телепередачи, что они заблокированы в отеле террористами, а в окно видят убитого сотрудника отеля.

По настоянию полиции детей из санатория перемещают в гостиницу, так что теперь довольно небольшое здание набито людьми, которые к тому же начинают друг друга подозревать в пособничестве террористам, поскольку тех действительно кто-то информирует о происходящем в отеле. Сенатор пытается вызволить себя и любовницу, вызвав вертолёт, и обращается за помощью к той самой подозрительной парочке мужчин. Однако они сами оказываются гангстерами и намереваются сбежать на сенаторском вертолёте, но их тут же уничтожают террористы-снайперы.

Также в фильме будут запрещённые вещества, среди гостей и в самом деле найдут помощника террористов, в гостинице обнаружится экс-полицейский с личной трагедией, а всех спасут советские водители Толя и Иван с помощью чехословаков Йозефа и Карела. Полиции нужно будет лишь снять сливки.

Главные роли получили красавцы-мужчины Борис Щербаков (Толя), Сергей Приселков (Иван), Георгий Мартиросян (Йозеф), Алексей Иващенко (Карел). Для Алексея Иващенко это была лишь вторая роль в кино, но определённая известность у него уже была: он был частью бардовского дуэта «Иваси», вышедшего из стен МГУ. Позднее Алексей Иващенко стал одним из создателей мюзикла «Норд-Ост».

Очень яркая роль досталась Эммануилу Виторгану, героя которого долго нельзя разгадать: то ли он и есть тот самый пособник террористов, затесавшийся среди гостей отеля, то ли он и в самом деле честный человек, стремящийся помочь заложникам.

Двуличного американского сенатора сыграл Борис Химичев, в роли полицейского инспектора Александр Мовчан, доктора отеля — Олег Голубицкий.

Женских ролей тут чуть меньше. Любовница сенатора — это Вероника Изотова, представительница актёрской династии, в которой режиссёры частенько видели роковую женщину. Найденную в ночи на дороге девушку сыграла Ирина Метлицкая, а в роли пожилой дамы в инвалидном кресле, которая (представьте-ка!) оказалась курьером, перевозящим кое-что запрещённое, — Роза Макогонова. Также в фильме появились Лариса Кронберг, Алексей Золотницкий, Вадим Вильский.

Ну а в ролях неудачно попытавшихся захватить вертолёт сенатора ганстеров (они, похоже, были как-то связаны с бабулькой-наркокурьером) — убедительные в своей отрицательности Николай Кочегаров и Николай Глинский.

Небольшую роль режиссёр Александр Гордон нашёл для дочери Кати. Девочка уже не первый раз снималась у отца, и здесь она сыграла обитательницу детского санатория. Кстати,

фамилию Катя унаследовала от знаменитого деда Арсения Тарковского, на дочери которого, Марине Тарковской, и был женат Александр Гордон.

Большую часть съёмок провели на Домбае, там же сняли захватывающие сцены спасения заложников с помощью грузовиков «Совтрансавто». В начале 1987 года «Выкуп» вышел в прокат. Весьма увлекательный боевик с трюками, в котором к тому показали жизнь заграницы, которая лишь приоткрывалась для большинства в то время, привлёк в кинотеатры почти 20 миллионов зрителей, что было отличным показателем. Фильм и в самом деле получился по-голливудски насыщенным событиями и персонажами, эдакий экшн на неизбитую (опять же — по тем временам) тему. Как сказал дальнобойщик Иван,

«вот дома сидишь у телевизора, показывают в «Международной панораме» землетрясения, наводнения, разгон демонстраций, убийцы, террористы, гангстеры. Глядишь — и не веришь, что всё это реально».

Критики же сочли фильм банальным и схематичным, а персонажей — слишком уж плоскими и однозначными. Да и самих персонажей в сюжете многовато для полуторачасовой истории. Был и упрёк в некоторой перегруженности сюжета. Кинокритик Александр Киселёв высказался так:

«Стремление авторов вместить в рамки одной картины едва ли не все приметы загнивающего мира капитала вызывает некоторую оторопь. Тут вам и наркотики, и панки, и американский сенатор с любовницей, и террористы с неясной политической платформой. А в качестве альтернативы всему этому — пара обычных советских парней, шофёров «Совтрансавто», который сразу что к чему сообразят, все, кого надо, непременно спасут. Тем более, что и и самим надо как-то спасаться».

Соглашусь с этим упрёком, однако отмечу, что «Выкуп» — это всё-таки отличный боевик. Динамичный, увлекательный, почти без провисов, с классической детективной интригой (среди запертых в доме есть преступник), с трюками и эффектными героями. Да, он не без недочётов, но смотрится интересно и на одном дыхании. А вы так считаете?

Оцените статью
Боевик, где террористы атаковали горный отель, но получили отпор от советских шофёров
Сомневаюсь, что Катя Тихомирова была хорошим руководителем на своей фабрике (объясню на примерах из фильма)