«Место встречи изменить нельзя»: ах, какие женщины в этом фильме!

Легендарный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», памятен зрителям не только увлекательным сюжетом, бесподобным колоритом, бессмертной парой «Жеглов-Шарапов», но и яркими женскими образами, которые воплотили на экране очаровательные и талантливые советские актрисы.

Станислав Говорухин никогда не скрывал, что с особой тщательностью подбирал актеров для этого фильма. Даже сценарий несколько раз дорабатывали, подгоняя под конкретные типажи актеров.

А по отношению к актрисам нередко он применял «запрещенный прием»: заманивал их перспективой оказаться на одной площадке с самим Владимиром Высоцким. Для многих это было весомым аргументом. Ведь популярность Высоцкого тогда была баснословной.

Итак, вот они героини знаменитого фильма.

Варя Синичкина (Наталья Данилова)

Варя Синичкина – главный женский персонаж в фильме «Место встречи изменить нельзя». И, пожалуй, единственная положительная героиня.

На роль невесты Шарапова претендовало несколько десятков именитых актрис. Среди них была и Марина Влади.

Однако роль досталась Наталье Даниловой. И надо признаться, лучше не могло и быть. Ведь молодой актрисе удалось создать прямо-таки весенний образ прекрасной девушки: чистой, юной, неискушенной, скромной, буквально излучающей душевный свет и сердечную доброту. Недаром так явственно ощущается, насколько она благотворно воздействует на измотанного суровой службой Шарапова, насколько она для него является живительным глотком свежего воздуха.

В первой версии сценария героиня Даниловой погибает. Вышестоящему руководству такой ход не понравился. Они заставили переработать сценарий. И поэтому финальный эпизод, в котором Синичкина берет ребенка из детдома, снимали через несколько месяцев после окончания основных съемок.

Кстати, сцена с ребенком-найденышем была для Даниловой одной из самых сложных. В момент съемок она пережила личную трагедию: потеряла ребенка. И, естественно, не могла спокойно реагировать на все, что затрагивает тему младенцев. По воспоминаниям самой актрисы, только Высоцкий помог ей прийти в себя и благополучно завершить работу над ролью.

Ира (Ингрид) Соболевская, подруга Ларисы и бывшая любовница Фокса.
(Наталья Фатеева)

Очень интересный образ создала в этом фильме Наталья Фатеева. Ее Ингрид Соболевская – необычный для советской действительности 40-х типаж.

Соболевская – из мира московской богемы, ее трудовая стезя – модная одежда. И сама она, конечно, предстает, в первую очередь, как дама красивая, ухоженная и стильная. В фильме мы видим ее в разных ракурсах. Вот она озвучивает показ моделей 1945 года в бирюзовом наряде. Потом появляется в строгом коричневом платье. Дома Соболевская ходит в шикарном кимоно.

Но главное не внешний облик. А ее внутренний мир, в котором гармонии нет и в помине. И об этом говорят детали. Так, во время встречи с оперуполномоченным она, стирая густой слой крема с лица, одновременно словно снимает маску самодостаточной и сильной дамы.

Постепенно становится понятно, что она женщина с неустроенной судьбой…

Очень интересно отношение Соболевской к бывшему любовнику, Фоксу. С одной стороны, роман с этим криминальным субъектом обернулся для неё крушением надежд. С другой, — даже разочаровавшись в бывшем любовнике, она наотрез отказывается свидетельствовать против него. Надо сказать, полученные от Соболевской показания мало помогли работникам МУРа в непосредственном розыске бандита. В то же время её воспоминания добавили дополнительные подробности к его психологическому портрету. Например, из ее рассказа становится очевидно об артистическом обаянии Фокса, его хватке и умении входить в доверие к людям.

Многие после фильма говорили, что Ирина Соболевская — во многом сама Наталья Фатеева: такая же красивая и сильная женщина «с прошлым», с несчастливой судьбой, хоть и не обделенная мужским вниманием.

А сама Фатеева потом признавалась в интервью, что восприняла съемки в фильме, в первую очередь, как возможность оказаться у моря (снимали на Одесской киностудии) и напомнить о себе зрителям. А еще — оказаться на одной площадке с Владимиром Высоцким, в которого была тайно влюблена… В отличие от многих актрис, она этого и не скрывала:

«Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. .. Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы. Я знала, что с его проницательностью он все сможет прочесть в моих глазах».

Догадывался ли сам Высоцкий о чувствах Фатеевой – неизвестно, но их роман так и не состоялся. Актриса с грустью вспоминала, что во время московских съемок «Места встречи…», которые проходили неподалеку от ее дома, Высоцкий с Говорухиным зашли к ней в гости только один раз.

Надя, сестра Ларисы Груздевой. (Светлана Светличная)

В фильме «Место встречи изменить нельзя» Светлана Светличная играет убитую горем Надю, сестру той самой Ларисы Груздевой, убийство которой и является завязкой сюжета. Роль эта для актрисы необычна, выходит за рамки ее привычного типажа роковой и самоуверенной блондинки, каковой она, скажем, предстала в знаменитой «Бриллиантовой руке».

В киноленте Станислава Говорухина Светлана Светличная совсем иная: заплаканная, нервная, бледная, убитая горем. В скромном темное платье с отложным белым воротником. Говорят, что даже близко знавшие ее люди поначалу не узнали актрису в этом облике.

Непросто шла и работа над ролью. Светличная очень волновалась, что не сможет справиться с образом Нади, потерявшей сестру.

На помощь актрисе пришел Владимир Высоцкий, который дал ей несколько важных подсказок. По его наблюдениям, женщины в момент потрясения обычно пытаются чем-то занять руки. Диалог Нади и Глеба Жеглова проходил на кухне, и Высоцкий посоветовал актрисе машинально протирать посуду полотенцем. В итоге эта сцена получилась очень органичной.

По словам Светличной:

«вся эта пластика легла на состояние героини.. Володя меня спас. Сказал Говорухину: «Когда приходит беда, женщина обычно начинает стирать или мыть посуду…» – это было очень точно. А еще он предложил мою героиню называть не по имени-отчеству, а просто Надюшей. И сразу стало как-то легко…».

Светлана Светличная всегда подчеркивала в интервью, насколько она благодарна Станиславу Говорухину за то, что пригласил ее в свой фильм, ведь на тот момент у нее был творческий простой.

Мария Колыванова, по кличке Манька Облигация. (Лариса Удовиченко)

Манька Облигация – один из самых запоминающихся женских образов в фильме. И неважно, что у нее не так много экранного времени.

Непосредственная, живая, яркая и хитрая барышня облегченного поведения запомнилась и своим внешним обликом. Настоящая послевоенная модница: платье с красными розами и рукавами-фонарики полностью в духе послевоенных сороковых годов, а серебряный браслет со змейкой, подаренный бандитом Копченным, – и вовсе блистательная деталь!

Кстати, Лариса Удовиченко, талантливо сыгравшая Маньку, поначалу представлялась режиссеру совсем в ином образе. Нам теперь трудно это представить, но Говорухин хотел ей предложить… роль Вари Синичкиной.

Удовиченко же настояла на роли разбитной и нагловатой Маньки. Режиссер даже опешил: мол, как из этой милой, наивной, воздушной юной актрисы, вчерашней студентки, выйдет распутная барышня? К тому же за Удовиченко уже закрепилось киноамплуа лирической героини. Но все же Говорухин согласился на эксперимент. И не ошибся.

Между прочим, Говорухин принимал во внимание и некоторые экспромты, что предлагали на съемках актеры. В том числе и Удовиченко. Скажем, эпизод, когда она в кабинете Жеглова задала «орфографический» вопрос о своём прозвище («Облигация или аблигация?»), возник спонтанно: актриса, действительно, встала в тупик из-за неуверенности в правописании. Режиссёру понравилась импровизация, и он решил оставить эту сцену в картине.

Манька сделала Ларису Удовиченко звездой — актриса буквально проснулась знаменитой.

В этом образе Удовиченко была настолько убедительна, что после выхода фильма на экраны ей начали присылать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!». Один из заключенных после освобождения явился к ней домой, и актрисе пришлось обращаться за помощью в милицию.

Светлана Петровна Волокушина, сообщница и подручная Ручечника.

(Екатерина Градова)

Еще один криминальный женский персонаж. Говорят, актриса Екатерина Градова терпеть не могла эту свою героиню и не любила вспоминать работу в легендарном фильме.

Как бы там ни было, но роль получилась. Образ очаровательной спутницы разбитного мошенника, крадущего дорогие шубы, Ручечника, навсегда остался в памяти зрителей.

Кстати, насчет этого кинообраза приходилось сталкиваться с возмущенными мнениями вроде такого: «Об этой самой Волокушиной в фильме говорят как о красавице, а она-то – ничего особенного, тетка рыхлая, поблекшая». Как мне кажется, подобные мнения с высоты снобистского 21 столетия, мягко говоря, не умны и уж, конечно, не справедливы. Потому что не учитывают эстетические идеалы середины прошлого века.

А согласно представлениям послевоенной эпохи, Светлана Волокушина была очень даже эффектной дамой, потому что в ней присутствовали главные привлекательные для того времени черты: белая, холеная, сытая, самодовольная да еще и в норковой шубе.

Вот эту изнеженную, недалекую, абсолютно не обладающую никакими морально-нравственными принципами барышню и удалось достоверно показать Екатерине Градовой.

Верка-модистка, скупщица краденого. (Людмила Давыдова)

Роль «Верки-модистки», безусловно, стала одной из самых ярких в фильмографии актрисы Людмилы Давыдовой.

Образ этот в фильме только, на первый взгляд, небольшой и проходной. Если вдуматься, за ним – целая судьба. Ведь не от хорошей жизни Верка связалась с бандитами и стала скупщицей краденого. По всему видно, что женщине нелегко приходится в послевоенной жизни. И не слишком много заработала она трудами неправедными. Живет она не в роскошных апартаментах да и не в норковую шубу одета, как, скажем, та же Светлана Волокушина. В общем, выживает, как может. На краю крайней нищеты. А насчет ухажеров – так и вообще слезы одни….Какие среди бандитов ухажеры?

Думается, это все понимали суровые работники МУРа. Оттого и не с таким уж пристрастием относились они к этой самой очень жалкой Верке.

Кстати, судьба самой актрисы Людмилы Давыдовой тоже оказалась весьма печальной. С мужчинами ей также не везло: многочисленные браки не принесли Давыдовой желанного счастья. Единственной отдушиной была работа. А в 90-х и ее не стало. В возрасте 57 лет актриса начала осознавать, что в будущем ее ждет лишь одинокая старость. Однажды в состоянии депрессии она добровольно оборвала свою жизнь…

Анна Дьячкова подруга Фокса (Татьяна Ткач)

Роль Анны, подруги Фокса, стала для актрисы Татьяны Ткач «визитной карточкой».

Нельзя не признать: роль роковой брюнетки, подруги Фокса, как будто писалась специально для Татьяны Ткач. Однако утверждают, что Ткач сама предложила свою кандидатуру режиссеру, и причина была не связана с самой ролью. Просто молодой артистке очень уж хотелось пообщаться с Высоцким.

Говорухин, в свою очередь, с пониманием отнеся к такой мотивации. Он сразу увидел, что именно такой типаж жгучей колоритной агрессивной брюнетки идеально подходит для образа.

Подчеркивает категоричность, жесткость бандитки Ани такая внешняя деталь, как мужская шляпа. Вот в ней Татьяна Ткач – несомненная женщина-вамп!

А сама Татьяна Ткач воспринимала свою героиню как персону неоднозначную. С одной стороны, явно склонную к самостоятельным авантюрам. С другой – способную совершать «неблаговидные поступки» из любви к мужчине и, вероятно, под его давлением. Даже само появление Ани в банде было связано только с её желанием находиться рядом с Фоксом, считает Ткач.

При этом, любопытно, что актриса ни разу не пересекалась с игравшим Фокса Александром Белявским на съёмочной площадке. Их первая встреча произошла спустя много лет после выхода «Места встречи…».

Клавдия, подруга Горбатого, участница банды. (Валерия Заклунная)

В конце 70-х Валерия Заклунная заслуженно считалась одной из самых красивых советских актрис. И Говорухин полагал, что именно ее величавая, строгая красота идеально подходит для роли подруги главаря банды «Черная кошка».

Однако недоразумение случилось еще на первоначальном этапе. Дело в том, что, получив предложение режиссера, Валерия Заклунная искренне думала, что ей дадут главную роль. Даже фантазировала, что Говорухин превратит в женщину Жеглова, либо Шарапова.

Но, прочитав сценарий, опешила: ее Клавдии отведено всего несколько реплик?

Однако Говорухин сумел убедить актрису, что ее Клаша — это фактически главный персонаж кинокартины: «Банду придумала, дела разрабатывала, и никто её не поймал». К тому же осталась на свободе со всем награбленным.

В общем, он убедил актрису. А потом в ходе работы и заинтересовал, предложив, как обычно, метод использования говорящей психологической детали. Помните, эпизод, когда Клаша сидит и немножко нервно гладит кошку своей тонкой рукой с красивым маникюром? О многом говорит, не правда ли? Прежде всего, о сдержанности героини, о ее силе воли, способности скрывать эмоции.

Вот такие они, женские образы в знаменитом фильме.

Оцените статью
«Место встречи изменить нельзя»: ах, какие женщины в этом фильме!
Нина Евлампиевна и расправа над курткой