Для СССР они были нормой жизни.
О них ходили разные истории — об антисанитарии, издевательствах, избиениях и воровстве со стороны персонала.
Конечно, как и у любого явления, у советских вытрезвителей были две стороны. Позитивным эффектом от их деятельности в СССР считали своевременное удаление пьяниц с улиц, определенную работу с ними.
Адекватные граждане, раз переночевав в вытрезвителе, обычно зарекались появляться в общественных местах под воздействием алкоголя.
Но были категории людей, кому отправка в вытрезвитель не грозила — их было запрещено туда отправлять.
Кого не заставляли ночевать в вытрезвителе? И почему?
То что б нам было с пяти бутылок?
Последствия от ночевки в вытрезвителе в СССР были существенными.
Милиционеры и даже общественные дружинники могли задержать нетрезвого гражданина и сопроводить в это учреждение, даже если он не буянил и не хулиганил. Но конечно, в первую очередь туда попадали те, кто распивал спиртное на улице или вел себя неадекватно.
Человека держали до утра в спартанских условиях в прохладном помещении. Дожидались, когда он придет в себя. В обязательном порядке брали данные. Если не было документов, то родственники были обязаны принести их.
Утром протрезвевшего отпускали. Ему отправляли соответствующее письмо на работу. За ночь в вытрезвителе полагалось отчислить 10% зарплаты. Обычно лишали премии и всех социальных благ — путевок, отпуска летом и так далее. Коллектив был обязан провести с попавшимся воспитательную беседу.
Члену КПСС еще и устраивали разбор на партийном собрании.
Студента могли оставить без стипендии и даже отчислить.
Несколько ночевок в вытрезвителе — и речь уже могла идти о принудительном лечении в ЛТП.
Сообразить на троих
Но патрули и дружинники знали, кого забирать с улиц нельзя даже в пьяном виде.
Во-первых, это были военные. Они находились в ведении военных прокуратур. Остановить их мог только военный патруль. Даже в случае неадекватного поведения подвыпившего человека в форме на улице милиция обязана была вызвать военных, а не везти его в вытрезвитель.
Но чтобы не отправиться в вытрезвитель, военный должен был быть в форме или предъявить удостоверение.
Такое же правило действовало относительно самих нетрезвых милиционеров, работников прокуратуры, КГБ и других органов. С ними разбирались сами ведомства.
Это не было поблажкой. При разбирательстве в военной прокуратуре или в силовых ведомствах последствия были гораздо серьезнее.
Иммунитетом пользовались иностранные дипломаты. Да и вообще иностранцев в советские вытрезвители старались не отправлять.
Считай по-нашему, мы выпили немного…
Следующие категории граждан не отправляли в вытрезвители, чтобы не подрывать их имидж.
Нельзя было забрать в это учреждение Героев СССР и Труда, обладателей высших наград. Естественно, при их наличии или предъявлении удостоверений.
Не отправлялись туда депутаты.
Официальная идеология гласила, что появление в нетрезвом виде на улице — это огромный позор. Признать, что алкоголем злоупотребляют и публично демонстрируют неадекватное поведение народные избранники, Герои и орденоносцы, власть не могла.
Когда такие казусы случались, патрулям предписывалось доставить нетрезвого гражданина по адресу его прописки.
Не запирайте, люди, плачут дома детки!
Из соображений гуманности не заставляли ночевать в вытрезвителе беременных и инвалидов.
Первых предписывалось доставить в больницу.
А вторых — передать под ответственность родственников.
По воспоминаниям старшего поколения женщин вообще редко забирали в вытрезвитель. Туда попадали только хорошо известные патрулям постоянные посетительницы. Нетрезвых, но в целом выглядящих прилично дам нередко патрули отвозили по месту прописки и сдавали мужьям или родственникам.