Виктор Михайлович Иванов много лет проработал штатным кинорежиссёром Киевской киностудии им. Довженко. Он снял такие замечательные фильмы, как «Ключи от неба» с молодым Александром Леньковым, «Олекса Довбуш» который стал одним из лидеров проката 1960 года, «Ни пуха, ни пера!» по сценарию любимых гайдаевских авторов Костюковского и Слободского и ещё с десяток неплохих фильмов, многие из которых имели успех на всесоюзном экране. Но особое место в фильмографии Иванова занимает кинокомедия 1961 года «За двумя зайцами» с Олегом Борисовым и Маргаритой Криницыной.
По воспоминаниям коллег, Виктор Иванов был очень экспрессивным режиссёром. Бывало, что на съёмочной площадке он вспыхивал, как спичка и доводил до экстаза не только себя, но и всех окружающих. Особенно доставалось актёрам, поэтому у него многие побаивались сниматься. За спиной коллеги обзывали его «психом без отрыва от производства». Но зато фильмы получались у Иванова яркие и запоминающиеся.
Вот и на съёмках весёлого водевиля «За двумя зайцами» часто возникали забавные случаи из-за излишней возбудимости режиссёра.
Финальную сцену с разоблачением главного героя Свирида Голохвостова в исполнении Олега Борисова снимали почти в самом начале работы над фильмом. По сценарию возмущённые гости несостоявшегося венчания хватают мошенника Голохвостова и выбрасывают его за церковную ограду.
Олег Борисов перед съёмкой эпизода поинтересовался у режиссёра: а как это перед камерой будет происходить на самом деле?
Виктор Иванов, не задумываясь, спокойным голосом ответил:
– А очень просто. Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют…
– Но там же булыжная мостовая! Можно по-настоящему зашибиться! — опешил Борисов
– Ничего страшного. Перевернёшься в воздухе, как кошка, и всё, – вдохновенно успокоил его режиссёр.
Борисов оглядел здоровенных мужиков, которых специально пригласили для этого эпизода, и задумался. Эти закинут любого человека куда угодно.
– А покажите, как надо падать, – подхватил задор режиссёра Олег Борисов.
И хитрая подначка сработала! Возбужденный режиссёр в творческом порыве тут же распорядился:
– А ну-ка, братцы, берите меня! Швыряйте!
Не смея спорить с начальником, те схватили Иванова за руки и за ноги, раскачали и перекинули через полутораметровую ограду…
Как у кошки, у него не получилось, и он приземлился на мостовую своей пятой точкой. Испуганные помощники помогли ему подняться и усадили морщившегося от боли режиссёра в кресло. К счастью, обошлось без серьёзной травмы, но ушиб не проходил несколько дней.
После этого случая, как только Виктор Михайлович впадал в очередной раж и просил актёра выполнить тот или иной рискованный трюк, Олег Борисов произносил магическую фразу: «А покажите, как надо!». И режиссёр тут же успокаивался.
А знаменитый финальный эпизод, когда разоблаченного афериста с его дружками выкидывают с паперти церкви, сняли в комбинированном варианте: отдельно раскачивают, а потом те как бы падают на мостовую.
Сцена получилась очень красочной, вполне правдоподобной, но самое главное – без лишнего риска.
Кинокомедия «За двумя зайцами» ещё в год премьеры стала настоящим кинохитом и уже более шестидесяти лет входит в Золотой фонд отечественного кинематографа.