Когда говорят о режиссёре Ричарде Викторове, то первым делом вспоминают его прекрасные фантастические ленты — дилогию «Москва-Кассиопея»-«Отроки во Вселенной» (1973-1974) и «Через тернии к звёздам» (1980). Однако в фильмографии Викторова есть и работы совсем иного направления, но они куда менее известны. В 1963 году тогда ещё начинающий кинематографист снял картину по одноимённой повести Василя Быкова «Третья ракета».
Название вроде бы тоже навевает что-то космическое, но в реальности это трагическая военная лента, рассказавшая о подвиге советских солдат и предательстве.
Кстати, Василь Быков ещё раз станет коллегой Ричарда Викторова по съёмкам спустя 13 лет, когда появится ещё одна экранизация его произведения — тоже военная драма «Обелиск» (1976).
Василя Быкова, одного из лучших советских авторов, писавших о войне, вряд ли нужно представлять. Сам прошедший через фронт,
Василь Быков точно знал, о чём говорит в своих произведениях, и хорошо знал своих героев, будь то персонажи положительные или отрицательные.
Его книги неоднократно экранизировались, а своего рода первооткрывателем прозаика для кино и стал молодой режиссёр киностудии «Беларусьфильм» Ричард Викторов:
«Третья ракета» — это первая экранизация книг Василя Быкова.
Писатель сам написал сценарий (и позже часто будет это делать), но слегка скорректировал финал, что, впрочем, фильм не испортил и в целом историю не исказило.
Сюжет ленты прост, его главные герои — артиллерийский расчёт, шесть мужчин, очень разных, с порой полярными представлениями о жизни, которых свела вместе война. В минуту затишья к ним забегает медсестра Люся, которой симпатизируют двое — Василий Лозняк и Алексей Задорожный. Но если Лозняк — парень скромный, склонный к размышлениям, то Задорожный — балагур и шутник, который долгих разговоров не любит. Но именно он окажется трусом, который бросит товарищей в критическую минуту, когда их окружат немцы.
В бою после гибели командира Желтых командование примет солдат Петров, и он отправит хитрого и пронырливого Задорожного с сообщением в штаб (расчёт не может оставить позицию, так как не было приказа отступать. Задорожный должен принести такой приказ). Но через время вместо Задорожного прибегает Люся, которая приносит долгожданную весть и сообщает, что Задорожный, сославшись на пустячное ранение, возвращаться отказался. Увы,
расчёт уже обречён, до конца боя не доживёт и медсестра. Зато в финале на позиции оказывается Задорожный, чрезвычайно собой гордящийся. Но возмездие его всё же настигнет.
На главные роли утвердили Станислава Любшина (Лозняк, от имени которого в ряде сцен идёт повествование) и Георгия Жжёнова (командир Желтых). Для Станислава Любшина эта роль была одной из первых крупных, но настоящую известность ему принесёт фильм, который выйдет чуть позже и моментально станет символом оттепели, — «Застава Ильича» (он же «Мне двадцать лет» (1965)).
Интересно, что Станислав Любшин снимется и в следующей картине, сценаристом в которой будет Василь Быков, «Альпийской балладе» (1966).
Роль солдата Петрова, колоритного якута, получил якутский актёр-дебютант Спартак Федотов, в роли Задорожного — Леонид Давыдов-Субоч. Этот актёр, несмотря на яркую внешность и выраженный темперамент, не сделал карьеры на экране. Он снялся всего в трёх фильмах («Третья ракета» — его последнее появление в кино), но интенсивно работал на сцене и именно этими работами запомнился аудитории.
А вот Игорю Комарову Ричард Викторов отдал, наверное, самую психологически сложную в ленте роль — солдата Лукьянова.
Как-то Лукьянов раскрывает Лозняку, что был разжалован из офицеров, потому что оказался в плену. И эта история несправедливости не может не трогать и не возмущать.
Но уже перед смертью Лукьянов признаётся, что в плен он сдался по собственной воле, и теперь бывший офицер выглядит в глазах Лозняка чуть иначе, однако товарищи всё равно шлют в штаб известие, что Лукьянов — хороший солдат, кровь искупивший минутную слабость. Любопытно, что столь неоднозначного персонажа сыграл именно Игорь Комаров, актёр, профессионального образования не имевший.
Единственная женская роль — у Надежды Семенцовой, супруги Ричарда Викторова и его верной и надёжной соратницы. Более-менее заметные роли Надежда сыграла в фильмах мужа, другие режиссёры, к сожалению, её привлекательными предложениями не баловали.
«Третью ракету» снимали в районе Гомеля в Белоруссии. К работе подключили студентов минских институтов, которые принимали участие в массовых сценах. Нечасто, но всё же бывал на площадке Василь Быков. Позже некоторые сцены досняли в павильонах «Беларусьфильма». Республиканские киночиновники приняли ленту быстро и без правок, а вот
в Москве нашли поводы придраться: режиссёра попросили убрать кадры, в которых советские войска отступают, и в целом добавить истории оптимизма.
После доработок, осенью 1963 года, «Третья ракета» вышла в прокат. Для начинающего режиссёра (да и сценариста тоже начинающего, хотя Василь Быков и был уже известным писателем) результат был очень неплох: аудитория превысила 12 миллионов зрителей. Однако позже картина стала забываться, а в семидесятые кинофантастика Ричарда Викторова и вовсе заслонила другие его фильмы, поэтому сегодня «Третья ракета» не входит в пул самых популярных фильмов о войне. И совершенно напрасно.
А для вас Ричард Викторов — режиссёр-фантаст или вы знакомы и с его фильмами в других жанрах?